Основная образовательная программа начального общего образования
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа начального общего образования (далее -
Образовательная программа) МБОУ «Зиянчуринская средняя общеобразовательная
школа» разработана в соответствии с нормативными документами:
Конституцией Российской Федерации (ст.43);
Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29
декабря 2012г. № 273-ФЗ);
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности и
гражданина России;
Приказом от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №
2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от18.05.2015 № 507)»;
Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской
Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от
29.12.2010 №189 (в действующей редакции, с изменениями и дополнениями от 29 июня
2011 г., 25 декабря 2013 г.);
Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 «Порядок организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования
(утв. Министерством образования Оренбургской области от 09.06.2015 № 01-23/3756 и
одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Рекомендациями по изучению предметных областей: «Основы религиозных
культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761).
Приказом министерства образования Оренбургской области № 01-21/ 1063 от
13.08.2014 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных
учебных планов для общеобразовательных учреждений Оренбургской области» (в ред.
приказа министерства образования Оренбургской области от 06.08.2015 № 01-21/1742);
Инструктивно-методическим письмом МО ОО от 12.04.2011 № 01/15-2119 «Об
организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС начального общего
образования».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зиянчуринская средняя
общеобразовательная школа Кувандыкского городского округа Оренбургской области».
Сокращенное наименование: МБОУ «Зиянчуринская средняя общеобразовательная школа»
Тип образовательная организация
Вид средняя общеобразовательная школа
Юридический адрес: 462202, Оренбургская область, с.Зиянчурино, ул. Садовая, дом 9
Телефон: 8(35361) 61131
Документы, регламентирующие осуществление образовательного процесса:
- ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Устав ОУ
- Конвенция прав ребёнка
- Лицензия на право осуществления образовательной деятельности
- Свидетельство о государственной аккредитации
Учредитель: АМО Кувандыкский городской округ Оренбургской области
Директор МБОУ «Зиянчуринская средняя общеобразовательная школа»: Тяпухин
Виктор Сергеевич
5
Количество обучающихся в начальной школе – 84 ученика
Разработчики программы: Педагогический коллектив школы
Исполнители Программы: Педагогический и ученический коллективы школы,
администрация, родительская общественность, социальные партнеры школы.
Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с
внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения,
призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся
запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере
образования.
Государственный стандарт второго поколения задает ориентиры развития всей системы
образования, в том числе и начального:
1. Стандарт ориентирован на новые результаты образования.
2. Стандарт обозначает ценность системно - деятельностного подхода к обучению.
3. Стандарт предлагает рассматривать требования к образованию как совокупность
трех систем требований: Требования к структуре основных образовательных программ
общего образования; Требования к результатам освоения основных образовательных
программ; Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных
образовательных программ общего образования.
4. Стандарт реально обеспечивает условия для воспитания учащихся.
Новый подход предлагает рассматривать стандарты как общественный договор,
отражающий целевые установки функционирования и развития системы общего
образования. Тем самым стандарт закладывает иной тип взаимоотношений между
личностью, обществом и государством – отношений, основанных на принципе их
взаимного согласия в формировании и реализации политики в области образования. В свою
очередь, это с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств
(договоренностей). Таким образом, стандарт как общественный договор означает баланс
взаимных обязательств и требований.
Социально-педагогическая характеристика школьного микросоциума:
Характеристика кадрового состава.
МБОУ «Зиянчуринская средняя общеобразовательная школа» обладает хорошим
кадровым потенциалом. Педагогический коллектив образовательного учреждения
прекрасно осознает, что качество образовательно – воспитательного процесса зависит
прямо пропорционально от качества, профессиональности и компетентности
педагогического коллектива.
В течение трех лет наблюдается положительная динамика повышения квалификации:
уровень категорийности педагогов вырос с 80% до 90%,. Уровень компетентности и
методической подготовленности администрации и членов педагогического коллектива
достаточен для обеспечения квалифицированной организации учебно-воспитательного
процесса.
Педагогические кадры: 5 учителей начальных классов, 1 педагог английского языка, 1
учитель ОРКСЭ, 1 учитель физкультуры, из них с высшим образованием – 6 педагогов,
имеют первую квалификационную категорию – 7 педагогов.
Количество классов-комплектов: всего - 5
1 класс – 2; 2 класс – 1; 3 класс – 1; 4 класс – 1
Количество учащихся: 84
Количество учащихся, состоящих на профилактическом учете в ПДН ОВД: 0
Количество учащихся, состоящих на внутришкольном профилактическом учете: 0
Школа расположена в 38 км. от районного центра г.Кувандыка, поэтому особенно
важным является реализация программ дополнительного образования.
При разработке основной образовательной программы начального общего образования
МБОУ «Зиянчуринская СОШ» учитывались культурные, национальные, территориальные
и социальные особенности села. В школе обучаются дети из с. Зиянчурино, деревень
Юлгутла, Башканчерово, Новосакмарск и ст. Дубиновка. Специфика контингента учащихся
6
определяется тем, что основная часть учеников не были воспитанниками дошкольных
учреждений. Они не имеют начального уровеня сформированности УУД.
Программа адресована:
Учащимся и родителям
для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых
результатах деятельности ОО по достижению каждым обучающимся образовательных
результатов;
для определения сферы ответственности за достижение результатов
образовательной деятельности ОО, родителей и обучающихся и возможностей для
взаимодействия.
Учителям
для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в
практической образовательной деятельности.
Администрации
для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению
требований к результатам и условиям освоения учащимися ООП НОО;
для регулирования отношений субъектов образовательного процесса, для
принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса,
качества условий и результатов образовательной деятельности.
Содержание основной образовательной программы начального общего образования
формируется с учётом:
государственного заказа:
создание условий для получения обучающимся качественного образования в
соответствии с государственными стандартами; развитие творческой,
конкурентоспособной, общественно-активной, функционально-грамотной, устойчиво
развитой личности.
Социального заказа:
организация учебного процесса в безопасных и комфортных условиях;
обеспечение качества образования, позволяющего выпускникам эффективно
взаимодействовать с экономикой и обществом в соответствии с требованиями времени;
воспитание личности ученика, его нравственных и духовных качеств;
обеспечение досуговой занятости и создание условий для удовлетворения
интересов и развития разнообразных способностей детей;
воспитание ответственного отношения учащихся к своему здоровью и
формирование навыков здорового образа жизни.
Заказа родителей:
возможность получения качественного образования;
создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
сохранение здоровья.
Разработка ООП НОО осуществлялась самостоятельно с привлечением органов
государственно-общественного управления – Совета школы, Общешкольного
родительского комитета, Совета учащихся школы, обеспечивающих государственно
общественный характер управления МБОУ «Зиянчуринская СОШ».
МБОУ «Зиянчуринская СОШ» работает по традиционной системе, обучение ведется по
учебно-методическому комплекту «Школа России» в 1-4 классах.
Ведущей целевой установкой УМК «Школа России» является «Воспитание гуманного,
творческого, социально активного человека – гражданина и патриота России,
уважительного и бережного к среде своего обитания, к своей семье, к природному и
культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего
человечества».
Ведущие задачи, способствующие реализации целевой установки УМК «Школа
России»:
7
- Создание условий для организации учебной деятельности, развития познавательных
процессов, творческих способностей, эмоциональной сферы младшего школьника.
- Развитие и укрепление интереса к познанию самого себя и окружающего мира.
- Воспитание любви к своему селу, к своей семье, к своей Родине, к её природе, истории,
культуре.
- Формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной
и социальной среде.
- Формирование ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к знаниям.
Основные средства реализации ведущей целевой установки УМК «Школа России»:
- Значительный воспитательный потенциал.
- Системно выстроенный потенциал для включения младших школьников в учебную
деятельность.
- Возможности для дифференцированного и личностно – ориентированного образования
школьников.
- Преобладание проблемно – поискового методов обучения.
- Практическая направленность содержания материала с опорой на социальный опыт
ученика.
- Творческие, проектные задания, учебные диалоги.
- Возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
- Возможности для разнообразия организационных форм обучения, в том числе с
использованием электронных ресурсов.
Целевая установка УМК «Школа России» и его ведущие задачи соотносятся с
современным национальным воспитательным идеалом, сформированным в Концепции
духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и с
личностными характеристиками выпускника («портрет выпускника начальной школы»),
сформулированными в ФГОС.
Содержание основной образовательной программы образовательной организации
отражает требования ФГОС НОО и содержит три основных раздела: целевой,
содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с
требованиями ФГОС НОО и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные
особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения
этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
– пояснительную записку;
– планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы;
– систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего
образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение
личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
– программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
– программы отдельных учебных предметов, курсов;
– программу духовнонравственного развития, воспитания обучающихся;
– программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни;
– программу коррекционной работы.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной
деятельности, а также механизм реализации компонентов основной образовательной
программы.
Организационный раздел включает:
8
– учебный план начального общего образования;
– план внеурочной деятельности;
– календарный учебный график;
– систему условий реализации основной образовательной программы в
соответствии с требованиями ФГОС НОО.
МБОУ «Зиянчуринская СОШ», реализующая основную образовательную программу
начального общего образования, обязана обеспечить ознакомление обучающихся и их
родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений:
– с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление
образовательной деятельности в этой образовательной организации;
– с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной
образовательной программы начального общего образования, установленными
законодательством Российской Федерации и уставом МБОУ «Зиянчуринская СОШ».
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части,
касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми основной
образовательной программы, закрепляются в заключённом между ними и образовательной
организацией договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные
результаты освоения ООП НОО.
1