Основная образовательная программа начального общего образования
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа начального общего образования (далее - Образовательная программа) МБОУ «Зиянчуринская средняя общеобразовательная школа» разработана в соответствии с нормативными документами: Конституцией Российской Федерации (ст.43); Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ); Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России; Приказом от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от18.05.2015 № 507)»; Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189 (в действующей редакции, с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.); Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования; Примерной основной образовательной программы начального общего образования (утв. Министерством образования Оренбургской области от 09.06.2015 № 01-23/3756 и одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) Рекомендациями по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761). Приказом министерства образования Оренбургской области № 01-21/ 1063 от 13.08.2014 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Оренбургской области» (в ред. приказа министерства образования Оренбургской области от 06.08.2015 № 01-21/1742); Инструктивно-методическим письмом МО ОО от 12.04.2011 № 01/15-2119 «Об организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС начального общего образования». Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зиянчуринская средняя общеобразовательная школа Кувандыкского городского округа Оренбургской области». Сокращенное наименование: МБОУ «Зиянчуринская средняя общеобразовательная школа» Тип образовательная организация Вид средняя общеобразовательная школа Юридический адрес: 462202, Оренбургская область, с.Зиянчурино, ул. Садовая, дом 9 Телефон: 8(35361) 61131 Документы, регламентирующие осуществление образовательного процесса: - ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Устав ОУ - Конвенция прав ребёнка - Лицензия на право осуществления образовательной деятельности - Свидетельство о государственной аккредитации Учредитель: АМО Кувандыкский городской округ Оренбургской области Директор МБОУ «Зиянчуринская средняя общеобразовательная школа»: Тяпухин Виктор Сергеевич 5 Количество обучающихся в начальной школе – 84 ученика Разработчики программы: Педагогический коллектив школы Исполнители Программы: Педагогический и ученический коллективы школы, администрация, родительская общественность, социальные партнеры школы. Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Государственный стандарт второго поколения задает ориентиры развития всей системы образования, в том числе и начального: 1. Стандарт ориентирован на новые результаты образования. 2. Стандарт обозначает ценность системно - деятельностного подхода к обучению. 3. Стандарт предлагает рассматривать требования к образованию как совокупность трех систем требований: Требования к структуре основных образовательных программ общего образования; Требования к результатам освоения основных образовательных программ; Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования. 4. Стандарт реально обеспечивает условия для воспитания учащихся. Новый подход предлагает рассматривать стандарты как общественный договор, отражающий целевые установки функционирования и развития системы общего образования. Тем самым стандарт закладывает иной тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством – отношений, основанных на принципе их взаимного согласия в формировании и реализации политики в области образования. В свою очередь, это с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей). Таким образом, стандарт как общественный договор означает баланс взаимных обязательств и требований. Социально-педагогическая характеристика школьного микросоциума: Характеристика кадрового состава. МБОУ «Зиянчуринская средняя общеобразовательная школа» обладает хорошим кадровым потенциалом. Педагогический коллектив образовательного учреждения прекрасно осознает, что качество образовательно – воспитательного процесса зависит прямо пропорционально от качества, профессиональности и компетентности педагогического коллектива. В течение трех лет наблюдается положительная динамика повышения квалификации: уровень категорийности педагогов вырос с 80% до 90%,. Уровень компетентности и методической подготовленности администрации и членов педагогического коллектива достаточен для обеспечения квалифицированной организации учебно-воспитательного процесса. Педагогические кадры: 5 учителей начальных классов, 1 педагог английского языка, 1 учитель ОРКСЭ, 1 учитель физкультуры, из них с высшим образованием – 6 педагогов, имеют первую квалификационную категорию – 7 педагогов. Количество классов-комплектов: всего - 5 1 класс – 2; 2 класс – 1; 3 класс – 1; 4 класс – 1 Количество учащихся: 84 Количество учащихся, состоящих на профилактическом учете в ПДН ОВД: 0 Количество учащихся, состоящих на внутришкольном профилактическом учете: 0 Школа расположена в 38 км. от районного центра г.Кувандыка, поэтому особенно важным является реализация программ дополнительного образования. При разработке основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Зиянчуринская СОШ» учитывались культурные, национальные, территориальные и социальные особенности села. В школе обучаются дети из с. Зиянчурино, деревень Юлгутла, Башканчерово, Новосакмарск и ст. Дубиновка. Специфика контингента учащихся 6 определяется тем, что основная часть учеников не были воспитанниками дошкольных учреждений. Они не имеют начального уровеня сформированности УУД. Программа адресована: Учащимся и родителям для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности ОО по достижению каждым обучающимся образовательных результатов; для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности ОО, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия. Учителям для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности. Администрации для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися ООП НОО; для регулирования отношений субъектов образовательного процесса, для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества условий и результатов образовательной деятельности. Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом: государственного заказа: создание условий для получения обучающимся качественного образования в соответствии с государственными стандартами; развитие творческой, конкурентоспособной, общественно-активной, функционально-грамотной, устойчиво развитой личности. Социального заказа: организация учебного процесса в безопасных и комфортных условиях; обеспечение качества образования, позволяющего выпускникам эффективно взаимодействовать с экономикой и обществом в соответствии с требованиями времени; воспитание личности ученика, его нравственных и духовных качеств; обеспечение досуговой занятости и создание условий для удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей детей; воспитание ответственного отношения учащихся к своему здоровью и формирование навыков здорового образа жизни. Заказа родителей: возможность получения качественного образования; создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; сохранение здоровья. Разработка ООП НОО осуществлялась самостоятельно с привлечением органов государственно-общественного управления – Совета школы, Общешкольного родительского комитета, Совета учащихся школы, обеспечивающих государственно общественный характер управления МБОУ «Зиянчуринская СОШ». МБОУ «Зиянчуринская СОШ» работает по традиционной системе, обучение ведется по учебно-методическому комплекту «Школа России» в 1-4 классах. Ведущей целевой установкой УМК «Школа России» является «Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота России, уважительного и бережного к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества». Ведущие задачи, способствующие реализации целевой установки УМК «Школа России»: 7 - Создание условий для организации учебной деятельности, развития познавательных процессов, творческих способностей, эмоциональной сферы младшего школьника. - Развитие и укрепление интереса к познанию самого себя и окружающего мира. - Воспитание любви к своему селу, к своей семье, к своей Родине, к её природе, истории, культуре. - Формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде. - Формирование ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к знаниям. Основные средства реализации ведущей целевой установки УМК «Школа России»: - Значительный воспитательный потенциал. - Системно выстроенный потенциал для включения младших школьников в учебную деятельность. - Возможности для дифференцированного и личностно – ориентированного образования школьников. - Преобладание проблемно – поискового методов обучения. - Практическая направленность содержания материала с опорой на социальный опыт ученика. - Творческие, проектные задания, учебные диалоги. - Возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира. - Возможности для разнообразия организационных форм обучения, в том числе с использованием электронных ресурсов. Целевая установка УМК «Школа России» и его ведущие задачи соотносятся с современным национальным воспитательным идеалом, сформированным в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и с личностными характеристиками выпускника («портрет выпускника начальной школы»), сформулированными в ФГОС. Содержание основной образовательной программы образовательной организации отражает требования ФГОС НОО и содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС НОО и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: – пояснительную записку; – планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы; – систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: – программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся; – программы отдельных учебных предметов, курсов; – программу духовнонравственного развития, воспитания обучающихся; – программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; – программу коррекционной работы. Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Организационный раздел включает: 8 – учебный план начального общего образования; – план внеурочной деятельности; – календарный учебный график; – систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО. МБОУ «Зиянчуринская СОШ», реализующая основную образовательную программу начального общего образования, обязана обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений: – с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности в этой образовательной организации; – с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом МБОУ «Зиянчуринская СОШ». Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной программы, закрепляются в заключённом между ними и образовательной организацией договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения ООП НОО. 1