Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1
Описание образовательной программы
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования (далее - АООП НОО) обучающихся с задержкой
психического развития - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Данная образовательная программа разработана на основе:
• Конвенции о правах ребенка;
• Конституции Российской Федерации;
• Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказа минобрнауки РФ от 30.08.2013г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам НО, ОО и СО образования»;
• Приказа минобразования РО от 9.06.2016г. №429 «Об утверждении примерных
региональных учебных планов НОО в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ и УО
(интеллектуальными нарушениями)»;
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
• нормативно-методической документации Министерства образования и науки РФ и других
нормативно-правовых актов в области образования;
• примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития;
• устава МБОУ «Зиянчуринская средняя общеобразовательная школа Кувандыкского
городского округа Оренбургской области».
Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ОВЗ (далее АООП НОО ОВЗ) с задержкой психического
развития (далее – с ЗПР) МБОУ «Зиянчуринская средняя общеобразовательная школа
Кувандыкского городского округа Оренбургской области» (далее МБОУ «Зиянчуринская
СОШ») составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7.1).
АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных
задач:
• формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности
обучающихся с ЗПР (нравственное, эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе
нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью
сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
• достижение планируемых результатов освоения АОП НОО обучающимися с ЗПР с учетом
их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей;
• обеспечение доступности получения начального общего образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через
организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–
оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с
использованием секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе
сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• участие педагогических работников, обучающихся, их родителей
4
(законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды. социальной среды.
В основу АООП НОО обучающихся с ЗПР МБОУ «Зиянчуринская СОШ» заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Применение дифференцированного подхода предполагает учет особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, которые проявляются в неоднородности
по возможностям освоения содержания образования и предоставляет обучающимся
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход в МБОУ «Зиянчуринская СОШ» основывается на
теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные
закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной
деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным
развитием и строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР
младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им
деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых
образовательных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового
опыта деятельности и поведения.
В основу АООП НОО обучающихся с ЗПР МБОУ «Зиянчуринская СОШ» заложены
следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на
развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АОП начального общего
образования обучающихся с ЗПР ориентировку на программу основного общего
образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой
психического развития;
- принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания
образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им
предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
5
- принцип сотрудничества с семьей.