Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02 06 2020 г ). ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года. Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проб- лемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий. Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей: 1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности; 2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний; 3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; 4) формирование способности поиска и применения раз- личных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций; 5) формирование комплекса практико-ориентированных гео- графических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; 6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы». Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир». Учебным планом на изучение географии отводится по одному часу в неделю в 6 классе, всего - 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Раздел 1. Оболочки Земли Тема 1. Гидросфера — водная оболочка Земли Гидросфера и методы её изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солёность и температура океанических вод. Океанические течения. Тёплые и холодные течения. Способы изображения на географических картах океанических течений, солёности и температуры вод Мирового океана на картах. Мировой океан и его части. Движения вод Мирового океана: волны; течения, приливы и отливы. Стихийные явления в Мировом океане. Способы изучения и наблюдения за загрязнением вод Мирового океана. Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим реки. Озёра. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Озёра сточные и бессточные. Профессия гидролог. Природные ледники: горные и покровные. Профессия гляциолог. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Условия образования межпластовых вод. Минеральные источники. Многолетняя мерзлота. Болота, их образование. Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты. Человек и гидросфера. Использование человеком энергии воды. Использование космических методов в исследовании влияния человека на гидросферу. Практические работы 1. Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам. 2. Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану в форме презентации. 3. Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы. Тема 2. Атмосфера — воздушная оболочка Земли Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы. Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и его графическое отображение. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей. Годовой ход температуры воздуха. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы. Муссоны. Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков. Погода и её показатели. Причины изменения погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация человека к климатическим условиям. Профессия метеоролог. Основные метеорологические данные и способы отображения состояния погоды на метеорологической карте. Стихийные явления в атмосфере. Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом. Профессия климатолог. Дистанционные методы в исследовании влияния человека на воздушную оболочку Земли. Практические работы 1. Представление результатов наблюдения за погодой своей местности. 2. Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды. Тема 3. Биосфера — оболочка жизни Биосфера — оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф и геоэколог. Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Жизнь в Океане. Изменение животного и растительного мира Океана с глубиной и географической широтой. Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле. Исследования и экологические проблемы. Практические работы 1. Характеристика растительности участка местности своего края. Заключение Природно-территориальные комплексы Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природно-территориальный комплекс. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Круговороты веществ на Земле. Почва, её строение и состав. Образование почвы и плодородие почв. Охрана почв. Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО. Практическая работа (выполняется на местности) 1. Характеристика локального природного комплекса по плану. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края. Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство). Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе: Овладению универсальными познавательными действиями: Базовые логические действия — Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений; — устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения; — выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи; — выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; — выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений; — самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия — Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания; — формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; — формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем; — проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинноследственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями; — оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования; — самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов; — прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды. Работа с информацией — Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; — выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления; — находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации; — самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации; — оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; — систематизировать географическую информацию в разных формах. Овладению универсальными коммуникативными действиями: Общение — Формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах; — в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; — сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; — публично представлять результаты выполненного исследования или проекта. Совместная деятельность (сотрудничество) — Принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; — сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности. Овладению универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация — Самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; — составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте. Самоконтроль (рефлексия) — Владеть способами самоконтроля и рефлексии; — объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; — вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; — оценивать соответствие результата цели и условиям. Принятие себя и других: — Осознанно относиться к другому человеку, его мнению; — признавать своё право на ошибку и такое же право другого. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — Описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практикоориентированных задач; — находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о природе своей местности, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач, и извлекать её из различных источников; — приводить примеры опасных природных явлений в геосферах и средств их предупреждения; — сравнивать инструментарий (способы) получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли; — различать свойства вод отдельных частей Мирового океана; — применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; — классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам; — различать питание и режим рек; — сравнивать реки по заданным признакам; — различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды» и применять их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; — устанавливать причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и климатом на территории речного бассейна; — приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты; — называть причины образования цунами, приливов и отливов; — описывать состав, строение атмосферы; — определять тенденции изменения температуры воздуха, количества атмосферных осадков и атмосферного давления в зависимости от географического положения объектов; амплитуду температуры воздуха с использованием знаний об особенностях отдельных компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических задач; — объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха и распределение атмосферных осадков для отдельных территорий; — различать свойства воздуха; климаты Земли; климатообразующие факторы; — устанавливать зависимость между нагреванием земной поверхности и углом падения солнечных лучей; температурой воздуха и его относительной влажностью на основе данных эмпирических наблюдений; — сравнивать свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря; количество солнечного тепла, получаемого земной поверхностью при различных углах падения солнечных лучей; — различать виды атмосферных осадков; — различать понятия «бризы» и «муссоны»; — различать понятия «погода» и «климат»; — различать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «верхние слои атмосферы»; — применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; — выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных климатических изменениях из различных источников для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; — проводить измерения температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в табличной и (или) графической форме; — называть границы биосферы; — приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах; — различать растительный и животный мир разных территорий Земли; — объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном комплексе; — сравнивать особенности растительного и животного мира в различных природных зонах; — применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природнотерриториальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; — сравнивать плодородие почв в различных природных зонах; — приводить примеры изменений в изученных геосферах в результате деятельности человека на примере территории мира и своей местности, путей решения существующих экологических проблем. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Оболочки Земли 1.1. Гидросфера — водная оболочка Земли 9 1 3 05.09.2022 04.11.2022 Называть части гидросферы; Описывать круговорот воды в природе; Описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практикоориентированных задач; Применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; Определять по картам направления тёплых и холодных океанических течений; Называть причины цунами, приливов и отливов; Применять понятия «река», «речная система», «речной бассейн», «водораздел» для объяснения особенностей питания, режима, характера течения рек; Различать понятия «питание» и «режим реки»; Классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам; Сравнивать реки по заданным признакам (при выполнении практической работы № 1); Давать географическую характеристику одного из крупнейших озёр России и оформлять в виде презентации (при выполнении в групповой форме практической работы № 2); Приводить примеры изменений в гидросфере в результате деятельности человека на примере мира и России; Различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды»; Различать грунтовые и межпластовые воды, водопроницаемые и водоупорные породы; Объяснять образование подземных вод; Находить, использовать и систематизировать информацию о поверхностных водных объектах своей местности; Планировать организацию совместной работы при выполнении учебного проекта о повышении уровня Мирового океана в связи с глобальными изменениями климата; Письменный https://eom.edu.ru/ контроль; Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа; Тестирование; 1.2. Атмосфера — воздушная оболочка 11 1 2 07.11.2022 27.01.2023 описывать строение атмосферы; сравнивать свойства воздуха в разных частях атмосферы; применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; определять амплитуду температуры воздуха, тенденции изменений температуры воздуха по статистическим данным; устанавливать зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей в течение суток и в течение года на примере своей местности на основе представленных данных; различать относительную и абсолютную влажность воздуха; называть причины образования облаков, тумана; различать понятия «погода» и «климат», «бриз» и «муссон»; объяснять годовой ход температуры воздуха на разных географических широтах; различать климатические пояса Земли; приводить примеры стихийных явлений в атмосфере; устанавливать зависимость между температурой воздуха и его относительной влажностью на основе анализа графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности (при выполнении практической работы № 2); выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных климатических изменениях; находить в текстах информацию, характеризующую погоду и климат своей местности; планировать организацию совместной работы по исследованию глобальных климатических изменений; выражать свою точку зрения по проблеме глобальных климатических изменений; Письменный https://eom.edu.ru/ контроль; Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа; Тестирование; 1.3. Биосфера — оболочка жизни Итого по разделу 5 0 1 30.01.2023 03.03.2023 характеризовать существенные признаки биосферы; называть границы биосферы; приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах в Мировом океане с глубиной и географической широтой; приводить примеры густо и малозаселённых территорий мира; приводить примеры экологических проблем, связанных с биосферой; находить и систематизировать информацию о состоянии окружающей среды своей местности (при выполнении практической работы № 1); использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания; составлять план учебного исследования по установлению причинно-следственных связей изменения животного и растительного мира океана с глубиной и географической широтой; планировать организацию совместной работы, распределять роли, принимать цель совместной деятельности; https://eom.edu.ru/ Письменный контроль; Устный опрос; Практическая работа; Тестирование; 0 1 06.03.2023 07.04.2023 Применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природно-территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; приводить примеры взаимосвязи оболочек Земли; сравнивать почвы разных природных зон по естественному плодородию; называть факторы, влияющие на образование почвы; объяснять взаимосвязи компонентов природно-территориального комплекса (при выполнении практической работы № 1); описывать круговороты вещества на Земле; приводить примеры особо охраняемых территорий мира и России; приводить примеры природных объектов списка Всемирного наследия ЮНЕСКО; называть причины необходимости охраны природы; сохранения биоразнообразия планеты; извлекать информацию о выявления примеров путей решения экологических проблем из различных источников; Письменный https://eom.edu.ru/ контроль; Устный опрос; Практическая работа; Тестирование; 2 7 25 Раздел 2. Заключение 2.1. Природнотерриториальные комплексы 4 Итого по разделу: 4 Резервное время 5 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата Виды, формы изучения контроля 1. Состав и строение гидросферы. 1 0 0 06.09.2022 Устный опрос; 2. Мировой океан 1 0 0 13.09.2022 Устный опрос; 3. Мировой океан 1 0 0 20.09.2022 Устный опрос; 4. Воды океана 1 0 0 27.09.2022 Устный опрос; 5. Реки-артерии Земли Практическая работа «Сравнение двух рек по заданным признакам» 1 0 0.5 04.10.2022 Практическая работа; 6. 1 Озера и болота. Практическая работа "Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану в форме презентации". 0 0.5 11.10.2022 Практическая работа; 7. Подземные воды и ледники. 1 0 0 18.10.2022 Устный опрос; 8. Гидросфера и человек. Практическая работа "Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы". 1 0 0.5 25.10.2022 Практическая работа; 9. Урок обобщения и контроля по теме "Гидросфера". 1 1 0 08.11.2022 Контрольная работа; 10. Состав и строение атмосферы. 1 0 0 15.11.2022 Устный опрос; 11. Тепло в атмосфере. 1 0 0 22.11.2022 Устный опрос; 12. Тепло в атмосфере. 1 0 0 29.11.2022 Устный опрос; 13. Атмосферное давление. 1 0 0 06.12.2022 Устный опрос; 14. Ветер. 1 0 0 13.12.2022 Устный опрос; 15. Влага в атмосфере. 1 0 0 20.12.2022 Устный опрос; 16. Влага в атмосфере. 1 Практическая работа "Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды". 0 0.5 27.12.2022 Практическая работа; 17. Погода и климат. 1 0 0 10.01.2023 Устный опрос; 18. Учимся с "Полярной звездой" 1 0 0 17.01.2023 Устный опрос; 19. Атмосфера и 1 человек.Практическая работа "Представление результатов наблюдения за погодой своей местности". 0 0.75 24.01.2023 Практическая работа; 20. Урок обобщения и контроля знаний по теме "Атмосфера" 1 1 0 31.01.2023 Контрольная работа; 21. Биосфера-земная оболочка. 1 0 0 07.02.2023 Устный опрос; 22. Биосфера-сфера жизни. 1 0 0 14.02.2023 Устный опрос; 23. Почвы. 1 0 0 21.02.2023 Устный опрос; 24. Биосфера и человек. 1 0 0 28.02.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 25. Практическая работа "Характеристика растительности участка местности своего края". 1 0 1 07.03.2023 Практическая работа; 26. Географическая оболочка Земли 1 0 0 14.03.2023 Устный опрос; 27. Природные зоны Земли 1 0 0 21.04.2023 Устный опрос; 28. Культурные ландшафты 1 0 0 04.04.2023 Устный опрос; 29. Природное и культурное наследие. 1 0 0 11.04.2023 Тестирование; 30. Повторение темы "Гидросфера" 1 0 0 18.04.2023 Устный опрос; 31. Повторение темы "Атмосфера" 1 0 0 25.04.2023 Устный опрос; 32. Итоговая контрольная работа 1 1 0 02.05.2023 Контрольная работа; 33. Повторение 1 0 0 16.05.2023 Устный опрос; 34. Повторение 1 0 0 23.05.2023 Устный опрос; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 3.75 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие. География, 6 класс/ Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ География. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2017. – (Полярная звезда) В.В. Николина. География. Поурочные разработки. 7 класс (пособие для учителя) Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 7 класс (пособие для учителя) Атлас 7 класс ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://eom.edu.ru/ https://resh.edu.ru/subject/4/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Слайд-проектор Экран настенный 1,6х1,6 м Компьютер учителя ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Комплект приборов и инструментов топографических Глобус физический 210 мм Глобус физический 320 мм Компас-азимут Барометр-анероид Гигрометр (психрометр) ВИТ-2 Курвиметр механический Теллурий (Солнце-Земля-Луна) Термометр с фиксацией максимального и минимального значений Измерительное колесо Нивелир Контрольно-измерительные материалы по географии для 6 класса (образовательная программа основного общего образования) Назначение контрольно-измерительных материалов – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 6 классов по географии. Проверочная работа « Гидросфера – водная оболочка Земли» Время, отводимое на выполнение работы: 20 минут. Проверочная работа состоит из 10 заданий: 7 задания базового уровня, 3 - повышенного. Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, оценки заданий и времени выполнения представлено в таблице. Ном Уровень ер зада ния Коды проверя емых элемент ов 1 2 базовый повышенный 2.3 2.3 Коды проверяем ых требований к уровню подготовки 2.3.1 2.3.2 Коды проверяемы х элементов метапредметного содержания 3.2 3.1 Максимальный балл за выполнение задания Примерное время выполнени я задания (мин) 1 2 1 2 3 4 повышенный повышенный 2.3 2.3 2.3.2 2.3.3. 3.2 3.1 2 4 ( по1,0 баллу за верное соответствие) 1 1 1 2 1 3 ( по 1,0 баллу за верное соответствие) 2 3 5 6 7 8 9 10 базовый базовый базовый базовый базовый базовый 2.3 2.3 2.3 2.3 2.3 2.3 2.3.3 2.3.4 2.3.6 2.3.5 2.3.7 2.3.2 2.3.7 3.3 3.3 3.3 3.3 3.2 3.1 2 2 2 2 1 3 Оценивание заданий Номер задания Правильный ответ Критерии оценивания 1 а) в соленых водах Мирового океана 1 2 в) Саргассово 2 3 б) Атлантический 2 4 4 5. 1 - б) остров 2 - а) полуостров 3- г) залив 4- в) пролив г) подземные воды 6. г) все выше перечисленное 1 7. а) Енисей 1 8 а) Гольфстрим 2 9. г) водохранилище 1 1 10 1 - б) океан 2 - в) озеро 3- а) море. Всего 3 18 Перевод баллов к 5-балльной отметке Баллы Отметка 14-13 5 12-9 4 8-5 3 4-0 2 Текст работы 1. Где заключен основной объем воды на Земле? а) в соленых водах Мирового океана б) в ледниках в) в пресных подземных и поверхностных водах г) в реках 2. Какое море не имеет берегов? а) Берингово б) Красное в) Саргассово г) Охотское 3. Океан, пересекаемый нулевым меридианом и экватором? а) Тихий б) Атлантический в) Индийский г) СЛО 4. Установите соответствие: 1) участок суши, со всех сторон окруженный водой 2) участок суши, с трех сторон окруженный водой 3) часть моря или океана, вдающаяся в сушу 4) узкие вытянутые участки морской поверхности, соединяющие две акватории и разделяющие участки суши а) полуостров б) остров в) пролив г) залив 5. Какая часть гидросфера не отражена на картах? а) реки б) моря в) озера г) подземные воды 6. Соленость воды в океане зависит от: количество атмосферных осадков; величины испарения; количества впадающих рек; г) все выше перечисленное. 7. Назовите самую прояженную реку в России? а) Енисей б) Обь в) Амур г) Волга 8. Какое теплое течение самое мощное на Земле? а) Гольфстрим а) б) в) б) Западных ветров в) Лабрадорское г) Норвежское 9. Укажите искусственный водоем: а) озеро б) река в) старица г) водохранилище 10. Соотнесите понятия и определения: а) часть океана, отделенная от него сушей, островами и отличающаяся свойствами воды б) огромное пространство между материками, заполненное водой в) скопление воды в природном углублении 1.Океан 2. Озеро 3. Море Проверочная работа «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» Время, отводимое на выполнение работы: 20 минут. Проверочная работа состоит из 10 заданий: 8 задания базового уровня, 2 - повышенного. Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, оценки заданий и времени выполнения представлено в таблице. Ном Уровень Коды Коды Коды Максималь- Примерное ер проверя проверяемы проверяемы ный время зада емых х х элементов балл за выполнени ния элемент требований метапредвыполнение я задания ов к уровню метного задания (мин.) подготовки содержания 1 базовый 2.4 2.4.1 3.2 1 1 2 базовый 2.4 2.4.1 3.1 1 1 3 4 5 6 базовый базовый повышенный повышенный 2.4 2.4 2.4 2.4 2.4.1. 2.4.2 2.4.2 2.4.2 3.1 3.3 3.3 3.1 7 8 9 базовый базовый базовый 2.4 2.4 2.4 2.4.3 2.4.3 2.4.4 10 базовый 2.4 2.4.4 2 2 3 3 3.3 3.3 3.1 1 1 2 2( по1,0 баллу за верный ответ) 1 1 1 3.2 2 2 2 3 1 Оценивание заданий Номер задания Правильный ответ Критерии оценивания 1. а) земная поверхность 1 2. в) азот 1 3. а)100км 1 4. б) Солнце – нагрев земной поверхности – нагрев воздуха. 1 5. а) 7км 2 6. а) самая высокая температура воздуха наблюдается через два часа после полудня г) чем больше угол падения солнечных лучей, тем больше тепла и света приходит на поверхность земли а) барометра 2 б) с повышением температуры воздуха давление повышается а) муссон 1 б) разница в атмосферном давлении 2 7. 8. 9 10. Всего 1 1 13 Перевод баллов к 5-балльной отметке Баллы Отметка 13 5 12-9 4 8-5 3 4-0 2 Текст работы 1. Что является нижней границей атмосферы? а) земная поверхность б) верхняя граница мантии в) уровень Мирового океана г) верхняя граница тропосферы 2. Какого газа больше всего в составе атмосферного воздуха? а) углекислый газ б) кислород в) азот 2. Мощность атмосферы Земли составляет: а)100км б) 250км в)500км г) 3000км 4. Какая схема нагрева воздуха является верной: а) Солнце – нагрев воздуха – нагрев земной поверхности; б) Солнце – нагрев земной поверхности – нагрев воздуха. 5. Температура воздуха за бортом самолёта -280 С, у поверхности земли +140 С. На какой высоте летит самолёт? а) 7км б) 2км в) 5км г) 3км 6. Выберите два верных утверждения: самая высокая температура воздуха наблюдается через два часа после полудня течении дня угол падения солнечных лучей не изменяется а) б) в в) чем больше широта местности, тем выше солнце над горизонтом г) чем больше угол падения солнечных лучей, тем больше тепла и света приходит на поверхность земли 7. Атмосферное давление определяют с помощью: а) барометра б) термометра в) гигрометра г) флюгера 8.Выберите верное утверждение: понижением температуры воздуха давление повышается б) с повышением температуры воздуха давление повышается а) с 9. Ветер, меняющий свое направление два раза в сутки- бриз, а два раза в год? а) муссон б) бриз в) штиль г) ураган 10. Какова главная причина образования ветра? а) атмосферное давление б) разница в атмосферном давлении в) температура воздуха г) угол падения солнечных лучей Проверочная работа « Биосфера - живая оболочка Земли и Географическая оболочка » Время, отводимое на выполнение работы: 15 минут. Проверочная работа состоит из 8 заданий: 6 задания базового уровня, 2 - повышенного. Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, оценки заданий и времени выполнения представлено в таблице. Ном Уровень Коды Коды Коды МаксимальПримерное ер проверя проверяемы проверяемы ный время зада емых х х элементов балл за выполнени ния элемент требований метапредправильный я задания ов к уровню метного ответ (мин.) подготовки содержания 1 базовый 2.5 2.5.1 3.2 1 1 2 базовый 2.5 2.5.1 3.1 1 1 базовый базовый базовый базовый повышенный повышенный 3 4 5 6 7 8 2.5 2.5 2.6 2.6 2.6 2.6 2.5.2 2.5.2 2.6.1 2.6.1 2.6.2 2.6.2 3.1 3.1 3.3 3.1 3.3 3.2 1 1 1 1 2 2 1 2 2 2 3 3 Оценивание заданий Номер задания Правильный ответ Критерии оценивания 1 б) среда обитания живых организмов 1 2 а) В.И. Вернадский 1 3 плодородие 1 4 б) черноземы 1 5. в) всех компонентов природы 1 6. б ) неизменность 1 7. г) высотной поясности 2 8 б) от полюсов к экватору 2 Всего 10 Перевод баллов к 5-балльной отметке Баллы Отметка 10-9 5 8-7 4 6-4 3 3-0 2 Текст работы 1. Биосфера – это? среда обитания животного мира среда обитания живых организмов а) б) 2. Кто разработал учение о Биосфере? а) В.И. Вернадский б)В.В. Докучаев в) А.И. Опарин г) Н.М. Сибирцев 3. Назовите главное свойство почвы? 4. Наиболее плодородными почвами являются: а) подзолистые б) черноземы в) красноземы г) тундровые глеевые 5. Природный комплекс – это устойчивое сочетание: а)животных и растений почв и растений б) рельефа и растений в) всех компонентов природы г) 6. К свойствам географической оболочки не относят: а) зональность б) неизменность в) целостность г) ритмичность 7. На равнинах размещение природных зон от экватора к полюсу подчинено закону широтной зональности, а в горах…?. 8. Разнообразие растительного и животного мира увеличивается: а) от экватора к полюсам б) от полюсов к экватору в) не изменяется от экватора к полюсам. Годовая контрольная работа Время, отводимое на выполнение работы: 40 минут. Контрольная работа состоит из 14 заданий: 11 задания базового уровня, 3 - повышенного. Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, оценки заданий и времени выполнения представлено в таблице. Ном Уровень ер зада ния Коды проверяе мых элементов Коды Проверяемых требований к уровню подготовки Коды проверяем ых элементов метапредметного содержани я 3.1 3.1 3.1 3.2 3.4 Максимальный балл за правильный ответ Примерн ое время выполнен ия задания (мин.) 1 2 2 2 3 4 4 (по 1 баллу за соответствие) 1 1 5 2 5 4 1 2 3 базовый повышенный базовый 2.3 2.3 2.3 2.3.1 2.3.2 2.3.2 4 повышенный 2.3 2.3.6 5 6 базовый базовый 2.3 2.4 2.3.7 2.4.1 7 8 9 базовый повышенный базовый 2.4 2.4 2.4 2.4.2 2.4.2 2.4.4 3.2 3.1 3.4 3.3 3.1 3.2 10 11 12 базовый базовый базовый 2.5 2.5 2.6 2.5.1 2.5.2 2.6.1 3.4 3.1 3.1 2 2 2(по баллу за верный ответ) 1 1 1 13. базовый 2.6 3.3 1 2 14. базовый 2.6 2.6.1 2.6.2 2.6.1 2.6.2 3.3 1 3 2 2 2 2 2 Оценивание заданий Номер задания Правильный ответ Критерии оценивания 1 а) в соленых водах Мирового океана 1 2 в) Саргассово 2 3. б) Атлантический 2 4. 4 5. 1) Лена - г) Евразия 2) Амазонка - в) Южная Америка 3) Конго - б) Африка 4) Миссисипи - а) Северная Америка Байкал 6. в) азот 1 7 б) Солнце – нагрев земной поверхности – нагрев воздуха 2 1 8 а) 7км 2 9. Бриз- два раза в день. Муссон – два раза в год 2 10 а) Биосфера 1 11 Плодородие почвы 1 12 Географическая оболочка 1 13 высотная поясность 1 14 б) от полюсов к экватору 1 итого 22 Перевод баллов к 5-балльной отметке Баллы Отметка 22 5 21--17 4 16-7 3 6-0 2 Текст работы 1. Где заключен основной объем воды на Земле? б) в ледниках в) в пресных подземных и поверхностных водах г) в реках 2. Какое море не имеет берегов? а) Берингово б) Красное в) Саргассово г) Охотское 3. Океан, пересекаемый нулевым меридианом и экватором? а) Тихий б) Атлантический в) Индийский г) СЛО 4.Установите соответствие между рекой и материком, на котором она находится: 1) Лена а) Северная Америка 2) Амазонка - б) Африка 3) Конго в) Южная Америка 4) Миссисипи - г) Евразия 5. Назовите самое глубокое озеро и чистое озеро планеты? 6. Какого газа больше всего в составе атмосферного воздуха? а) углекислый газ б) кислород в) азот г) водород 7. Какая схема нагрева воздуха является верной: а) Солнце – нагрев воздуха – нагрев земной поверхности; б) Солнце – нагрев земной поверхности – нагрев воздуха. 8. Температура воздуха за бортом самолёта -280 С, у поверхности земли +140 С. На какой высоте летит самолёт? а) 7км б) 2км в) 5км г) 3км 9. Какой ветер меняет свое направление два раза в сутки, а какой два раза в год? 10. Какая оболочка включает части других оболочек: а) биосфера б) литосфера в) атмосфера г) гидросфера 11. Назовите главное свойство почвы? 12. Назовите самый крупный природный комплекс Земли? 13. На равнинах размещение природных зон от экватора к полюсу подчинено закону широтной зональности, а в горах…?. 14. Разнообразие растительного и животного мира увеличивается: экватора к полюсам б) от полюсов к экватору в) не изменяется от экватора к полюсам. а) от