Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02 06 2020 г.). ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года. Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействияприроды и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей: 1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности; 2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний; 3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; 4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций; 5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; 6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы». Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир». Учебным планом на изучение географии отводится в 8 классе - 2 часа в неделю, всего - 68 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Раздел 1. Географическое пространство России Тема 1. История формирования и освоения территории России История освоения и заселения территории современной России в XI—XVI вв. Расширение территории России в XVI—XIX вв. Русские первопроходцы. Изменения внешних границ России в ХХ в. Воссоединение Крыма с Россией. Практическая работа 1. Представление в виде таблицы сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на основе анализа географических карт. Тема 2. Географическое положение и границы России Государственная территория России. Территориальные воды. Государственная граница России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации. Географическое положение России. Виды географического положения. Страны — соседи России. Ближнее и дальнее зарубежье. Моря, омывающие территорию России. Тема 3. Время на территории России Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России. Местное, поясное и зональное время: роль в хозяйстве и жизни людей. Практическая работа 1. Определение различия во времени для разных городов России по карте часовых зон. Тема 4. Административно-территориальное устройство России. Районирование территории Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Основные виды субъектов Российской Федерации. Федеральные округа. Районирование как метод географических исследований и территориального управления. Виды районирования территории. Макрорегионы России: Западный (Европейская часть) и Восточный (Азиатская часть); их границы и состав. Крупные географические районы России: Европейский Север России и Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Практическая работа 1. Обозначение на контурной карте и сравнение границ федеральных округов и макрорегионов с целью выявления состава и особенностей географического положения. Раздел 2. Природа России Тема 1. Природные условия и ресурсы России Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных ресурсов. Природноресурсный капитал и экологический потенциал России. Принципы рационального природопользования и методы их реализации. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Основные ресурсные базы. Природные ресурсы суши и морей, омывающих Россию. Практическая работа 1. Характеристика природно-ресурсного капитала своего края по картам и статистическим материалам. Тема 2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Основные этапы формирования земной коры на территории России. Основные тектонические структуры на территории России. Платформы и плиты. Пояса горообразования. Геохронологическая таблица. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых по территории страны. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Опасные геологические природные явления и их распространение по территории России. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа. Особенности рельефа своего края. Практические работы 1. Объяснение распространения по территории России опасных геологических явлений. 2. Объяснение особенностей рельефа своего края. Тема 3. Климат и климатические ресурсы Факторы, определяющие климат России. Влияние географического положения на климат России. Солнечная радиация и её виды. Влияние на климат России подстилающей поверхности и рельефа. Основные типы воздушных масс и их циркуляция на территории России. Распределение температуры воздуха, атмосферных осадков по территории России. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России, их харак- теристики. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Тропические циклоны и регионы России, подверженные их влиянию. Карты погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Наблюдаемые климатические изменения на территории России и их возможные следствия. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления. Наблюдаемые климатические изменения на территории России и их возможные следствия. Особенности климата своего края. Практические работы 1. Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды. 2. Определение и объяснение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества атмосферных осадков, испаряемости по территории страны. 3. Оценка влияния основных климатических показателей своего края на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Тема 4. Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы Моря как аквальные ПК. Реки России. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Опасные гидрологические природные явления и их распространение по территории России. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обес- печенности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Практические работы 1. Сравнение особенностей режима и характера течения двух рек России. 2. Объяснение распространения опасных гидрологических природных явлений на территории страны. Тема 5. Природно-хозяйственные зоны Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Почвенные ресурсы России. Изменение почв различных природных зон в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Богатство растительного и животного мира России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Особенности растительного и животного мира различных природно-хозяйственных зон России. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Высотная поясность в горах на территории России. Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и их использование, экологические проблемы. Прогнозируемые последствия изменений климата для разных природно-хозяйственных зон на территории России. Особо охраняемые природные территории России и своего края. Объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО; растения и животные, занесённые в Красную книгу России. Практические работы 1. Объяснение различий структуры высотной поясности в горных системах. 2. Анализ различных точек зрения о влиянии глобальных климатических изменений на природу, на жизнь и хозяйственную деятельность населения на основе анализа нескольких источников информации. Раздел 3. Население России Тема 1. Численность населения России Динамика численности населения России в XX—XXI вв. и факторы, определяющие её. Переписи населения России. Естественное движение населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения России и их географические различия в пределах разных регионов России. Геодемографическое положение России. Основные меры современной демографической политики государства. Общий прирост населения. Миграции (механическое движение населения). Внешние и внутренние миграции. Эмиграция и иммиграция. Миграционный прирост населения. Причины миграций и основные направления миграционных потоков. Причины миграций и основные направления миграционных потоков России в разные исторические периоды. Государственная миграционная политика Российской Федерации. Различные варианты прогнозов изменения численности населения России. Практическая работа 1. Определение по статистическим данным общего, естественного (или) миграционного прироста населения отдельных субъектов (федеральных округов) Российской Федерации или своего региона. Тема 2. Территориальные особенности размещения населения России Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Плотность населения как показатель освоенности территории. Различия в плотности населения в географических районах и субъектах Российской Федерации. Городское и сельское население. Виды городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации. Классификация городов по численности населения. Роль городов в жизни страны. Функции городов России. Монофункциональные города. Сельская местность и современные тенденции сельского расселения. Тема 3. Народы и религии России Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Языковая классификация народов России. Крупнейшие народы России и их расселение. Титульные этносы. География религий. Объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории России. Практическая работа 1. Построение картограммы «Доля титульных этносов в численности населения республик и автономных округов РФ». Тема 4. Половой и возрастной состав населения России Половой и возрастной состав населения России. Половозрастная структура населения России в географических районах и субъектах Российской Федерации и факторы, её определяющие. Половозрастные пирамиды. Демографическая нагрузка. Средняя прогнозируемая (ожидаемая) продолжительность жизни мужского и женского населения России. Практическая работа 1. Объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа половозрастных пирамид. Тема 5. Человеческий капитал России Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы, рабочая сила. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости населения России и факторы, их определяющие. Качество населения и показатели, характеризующие его. ИЧР и его географические различия. Практическая работа 1. Классификация Федеральных округов по особенностям естественного и механического движения населения. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края. Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство). Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе: Овладению универсальными познавательными действиями: Базовые логические действия — Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений; — устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения; — выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи; — выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; — выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений; — самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия — Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания; — формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; — формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем; — проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинноследственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями; — оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования; — самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов; — прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды. Работа с информацией — Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; — выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления; — находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации; — самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации; — оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; — систематизировать географическую информацию в разных формах. Овладению универсальными коммуникативными действиями: Общение — Формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах; — в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; — сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; — публично представлять результаты выполненного исследования или проекта. Совместная деятельность (сотрудничество) — Принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; — сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности. Овладению универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация — Самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; — составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте. Самоконтроль (рефлексия) — Владеть способами самоконтроля и рефлексии; — объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; — вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; — оценивать соответствие результата цели и условиям. Принятие себя и других: — Осознанно относиться к другому человеку, его мнению; — признавать своё право на ошибку и такое же право другого. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — Характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России; — находить в различных источниках информации факты, позволяющие определить вклад российских учёных и путешественников в освоение страны; — характеризовать географическое положение России с использованием информации из различных источников; — различать федеральные округа, крупные географические районы и макрорегионы России; — приводить примеры субъектов Российской Федерации разных видов и показывать их на географической карте; — оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; — использовать знания о государственной территории и исключительной экономической зоне, континентальном шельфе России, о мировом, поясном и зональном времени для решения практико-ориентированных задач; — оценивать степень благоприятности природных условий в пределах отдельных регионов страны; — проводить классификацию природных ресурсов; — распознавать типы природопользования; — находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: определять возраст горных пород и основных тектонических структур, слагающих территорию; — находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять закономерности распространения гидрологических, геологических и метеорологических опасных природных явлений на территории страны; — сравнивать особенности компонентов природы отдельных территорий страны; — объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий страны; — использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни; — называть географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны, отдельных регионов и своей местности; — объяснять распространение по территории страны областей современного горообразования, землетрясений и вулканизма; — применять понятия «плита», «щит», «моренный холм», «бараньи лбы», «бархан», «дюна» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; — применять понятия «солнечная радиация», «годовая амплитуда температур воздуха», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; — различать понятия «испарение», «испаряемость», «коэффициент увлажнения»; использовать их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; — описывать и прогнозировать погоду территории по карте погоды; — использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт» для объяснения особенностей погоды отдельных территорий с помощью карт погоды; — проводить классификацию типов климата и почв России; — распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды; — показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы рельефа, крайние точки и элементы береговой линии России; крупные реки и озёра, границы климатических поясов и областей, природно-хозяйственных зон в пределах страны; Арктической зоны, южной границы распространения многолетней мерзлоты; — приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; — приводить примеры рационального и нерационального природопользования; — приводить примеры особо охраняемых природных территорий России и своего края, животных и растений, занесённых в Красную книгу России; — выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей населения России; — приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на территории страны; — сравнивать показатели воспроизводства и качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран; — различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, её отдельных регионов и своего края; — проводить классификацию населённых пунктов и регионов России по заданным основаниям; — использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре и размещении населения, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни; — применять понятия «рождаемость», «смертность», «естественный прирост населения», «миграционный прирост населения», «общий прирост населения», «плотность населения», «основная полоса (зона) расселения», «урбанизация», «городская агломерация», «посёлок городского типа», «половозрастная структура населения», «средняя прогнозируемая продолжительность жизни», «трудовые ресурсы», «трудоспособный возраст», «рабочая сила», «безработица», «рынок труда», «качество населения» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач; — представлять в различных формах (таблица, график, географическое описание) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практикоориентированных задач. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Географическое пространство России 1.1. История формирования и освоения территории России 2 0 1 05.09.2022 09.09.2022 Характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России; Устный https://resh.edu.ru/subject/lesson/1686/start/ опрос; Зачет; Практическая работа; Тестирование; 1.2. Географическое положение и границы России 4 0 0 12.09.2022 23.09.2022 Показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крайние точки и элементы береговой линии России; Сравнивать по картам географическое положение России с географическим положением других государств; Называть пограничные с Россией страны; Письменный https://resh.edu.ru/subject/lesson/1676/start/ контроль; https://resh.edu.ru/subject/lesson/1685/start/ Устный опрос; Зачет; Тестирование; 1.3. Время на территории России 2 0 1 26.09.2022 30.09.2022 Формулировать суждения, выражать свою точку зрения о комфортности зонального времени своего края, целесообразности введения режимов летнего и зимнего времени; Устный опрос; Практическая работа; 1.4. Административно территориальное устройство России. Районирование территории 3 0 1 03.10.2022 11.10.2022 Приводить примеры субъектов Российской Федерации разных типов; Предлагать возможные основания для классификации субъектов Российской Федерации; Письменный https://resh.edu.ru/subject/lesson/1687/start/ контроль; Практическая работа; Тестирование; Итого по разделу https://znaika.ru/catalog/8klass/geografy/Geograficheskoepolozhenie-Rossii%2C-Rossiya-na-kartechasovykh-poyasov.html 11 Раздел 2. Природа России 2.1. Природные условия и ресурсы России 4 0 1 12.10.2022 25.10.2022 Различать понятия «природные условия» и «природные ресурсы»; Проводить классификацию природных ресурсов России; Письменный https://resh.edu.ru/subject/lesson/1672/start/ контроль; Устный опрос; Практическая работа; Тестирование; 2.2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые 8 0 2 26.10.2022 30.11.2022 Определять по картам возраст горных пород и основных тектонических структур, слагающих территорию; Показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы рельефа, тектонические структуры, месторождения основных групп полезных ископаемых; Письменный контроль; Устный опрос; Практическая работа; Диктант; https://resh.edu.ru/subject/lesson/1688/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1689/start/ 2.3. Климат и климатические условия 9 0 3 01.12.2022 29.12.2022 Использовать знания об основных факторах, определяющих климат России для объяснения особенностей климата отдельных регионов и своего края; Классифицировать типы климата на территории России; Письменный контроль; Устный опрос; Практическая работа; Тестирование; Диктант; https://resh.edu.ru/subject/lesson/1690/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1673/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1674/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1691/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1692/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1693/start/ 2.4. Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы 7 0 2 10.01.2023 31.01.2023 Описывать местоположение морей, омывающих территорию России, сравнивать свойства вод ПК морей; Показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные реки и озёра России, области современного оледенения, области распространения болот и многолетней мерзлоты; Самостоятельно осуществлять поиск информации по вопросам рационального использования водных ресурсов; Письменный контроль; Устный опрос; Практическая работа; Тестирование; https://resh.edu.ru/subject/lesson/1694/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1695/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1675/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1696/start/ 2.5. Природнохозяйственные зоны 13 1 2 02.02.2023 21.03.2023 Показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте природнохозяйственные зоны; Письменный контроль; Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа; Тестирование; Диктант; https://resh.edu.ru/subject/lesson/1697/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1698/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3032/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1699/start/ Итого по разделу: 39 Раздел 3. Население России 3.1. Численность населения России 4 0 1 23.03.2023 11.04.2023 Применять понятия «рождаемость», «смертность», «естественный прирост населения», «миграционный прирост населения», «общий прирост населения» для решения учебных и практических задач; Определять и сравнивать по статистическим данным коэффициенты естественного прироста, рождаемости, смертности населения, миграционного и общего прироста населения в различных частях страны (при выполнении практической работы № 1); Письменный контроль; Устный опрос; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/1707/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1711/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1712/start/ 3.2. Территориальные особенности размещения населения России 2 0 0 13.04.2023 18.04.2023 Применять понятия «плотность населения», «основная полоса (зона) расселения», «урбанизация», «городская агломерация», «посёлок городского типа» для решения учебных и практических задач; Различать и сравнивать территории по плотности населения (густои слабозаселённые территории); Использовать знания о городском и сельском населении для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни; Письменный контроль; Устный опрос; Тестирование; Диктант; https://resh.edu.ru/subject/lesson/1709/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1710/start/ 3.3. Народы и религии России 2 0 1 20.04.2023 26.04.2023 Сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по религиозному составу; Анализировать и систематизировать статистическую информацию (статистические данные, текстовые, видеои фотоизображения, компьютерные базы данных) (при выполнении практической работы № 1); Письменный контроль; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/1708/start/ 3.4. Половой и возрастной состав населения России 2 0 1 27.04.2023 02.05.2023 Применять понятия «половозрастная структура населения», «средняя прогнозируемая продолжительность жизни» для решения учебных и практических задач (в том числе при выполнении практической работы № 1); Анализировать информацию (статистические данные) (при выполнении практической работы № 1); Практическая https://resh.edu.ru/subject/lesson/1707/start/ работа; Тестирование; 3.5. Человеческий капитал 2 1 1 04.05.2023 12.05.2023 Применять понятия «трудовые ресурсы», «трудоспособный возраст», «рабочая сила», «безработица», «рынок труда», «качество населения» для решения учебных и практических задач; Анализировать схему «Состав трудовых ресурсов России»; Сравнивать по статистическим данным долю трудоспособного населения в общей численности населения России и в других странах мира; Контрольная работа; Практическая работа; 2 17 Итого по разделу: 12 Резервное время 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 https://resh.edu.ru/subject/lesson/1707/start/ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата Виды, формы изучения контроля 1. История освоения и заселения территории современной России в XI —XVI вв. Расширение территории России в XVI —XIX вв. 1 0 0 06.09.2022 Устный опрос; 2. 1 Русские первопроходцы. Изменения внешних границ России в ХХ в. Воссоединение Крыма с Россией. Практическая работа №1. "Представление в виде таблицы сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на основе анализа географических карт". 0 1 08.09.2022 Практическая работа; 3. Государственная территория России. Территориальные воды. 1 0 0 13.09.2022 Зачет; 4. Государственная граница 1 России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации. 0 0 15.09.2022 Зачет; 5. Географическое положение России. Виды географического положения. Страны — соседи России. 1 0 0 20.09.2022 Тестирование; 6. Ближнее и дальнее зарубежье. Моря, омывающие территорию России. 1 0 0 22.09.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 7. Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России. 1 0 0 27.09.2022 Письменный контроль; 8. Местное, поясное и зональное время: роль в хозяйстве и жизни людей. Практическая работа №2. "Определение различия во времени для разных городов России по карте часовых зон". 1 0 1 29.09.2022 Практическая работа; 9. Федеративное устройство 1 России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Основные виды субъектов Российской Федерации. Федеральные округа. Районирование как метод географических исследований и территориального управления. Виды районирования территории. 0 0 04.10.2022 Устный опрос; 0 0 06.10.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 10. Макрорегионы России: Западный (Европейская часть) и Восточный (Азиатская часть); их границы и состав. 1 11. Крупные географические 1 районы России: Европейский Север России и Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Практическая работа №3. "Обозначение на контурной карте и сравнение границ федеральных округов и макрорегионов с целью выявления состава и особенностей географического положения". 0 1 11.10.2022 Практическая работа; 12. Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных ресурсов. 1 0 0 13.10.2022 Устный опрос; 13. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Принципы рационального природопользования и методы их реализации. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. 1 0 0 18.10.2022 Зачет; 14. Основные ресурсные базы. 1 Природные ресурсы суши и морей, омывающих Россию. 0 0 20.10.2022 Тестирование; 15. Практическая работа №4. "Характеристика природно-ресурсного капитала своего края по картам и статистическим материалам". 0 1 25.10.2022 Практическая работа; 1 16. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Основные тектонические структуры на территории России. 1 0 0 27.10.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 17. Платформы и плиты. Пояса горообразования. Геохронологическая таблица. 1 0 0 08.11.2022 Тестирование; 18. Основные формы рельефа 1 и особенности их распространения на территории России. Зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых по территории страны. 0 0 10.11.2022 Тестирование; 19. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. 1 0 0 15.11.2022 Диктант; 20. Древнее и современное оледенения. 1 0 0 17.11.2022 Устный опрос; 21. Опасные геологические природные явления и их распространение по территории России. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа. 1 0 0 22.11.2022 Диктант; 22. Особенности рельефа своего края.Практическая работа №5 "Объяснение особенностей рельефа своего края". 1 0 1 24.11.2022 Практическая работа; 23. Практическая работа №6. "Объяснение распространения по территории России опасных геологических явлений". 1 0 1 29.11.2022 Практическая работа; 24. Факторы, определяющие климат России. Влияние географического положения на климат России. 1 0 0 01.12.2022 Письменный контроль; 25. Солнечная радиация и её виды. Влияние на климат России подстилающей поверхности и рельефа. 1 0 0 06.12.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 26. Основные типы 1 воздушных масс и их циркуляция на территории России. 0 0 08.12.2022 Тестирование; 27. Распределение 1 температуры воздуха, атмосферных осадков по территории России. Коэффициент увлажнения. 0 0 13.12.2022 Диктант; 28. Климатические пояса и типы климатов России, их характеристики. 1 0 0 15.12.2022 Письменный контроль; 29. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Тропические циклоны и регионы России, подверженные их влиянию. Карты погоды. Практическая работа №7 "Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды". 1 0 1 20.12.2022 Практическая работа; 30. Изменение климата под 1 влиянием естественных и антропогенных факторов. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Наблюдаемые климатические изменения на территории России и их возможные следствия. 0 0 22.12.2022 Устный опрос; 31. Способы адаптации 1 человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления. Наблюдаемые климатические изменения на территории России и их возможные следствия. Особенности климата своего края.Практическая работа №8. "Оценка влияния основных климатических показателей своего края на жизнь и хозяйственную деятельность населения". 0 1 27.12.2022 Практическая работа; 32. Практическая работа №9 1 "Определение и объяснение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества атмосферных осадков, испаряемости по территории страны". 0 1 29.12.2022 Практическая работа; 33. Моря как аквальные ПК. Реки России. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. 1 0 0 10.01.2023 Устный опрос; 34. Опасные гидрологические природные явления и их распространение по территории России. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России.Практическая работа №10 "Объяснение распространения опасных гидрологических природных явлений на территории страны". 1 0 1 12.01.2023 Практическая работа; 35. Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. 1 0 0 17.01.2023 Зачет; 36. Ледники. Многолетняя мерзлота. 1 0 0 19.01.2023 Тестирование; 37. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. 1 0 0 24.01.2023 Устный опрос; 38. Оценка обес- печенности 1 водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. 0 0 26.01.2023 Зачет; 39. Практическая работа №11 "Сравнение особенностей режима и характера течения двух рек России". 1 0 1 31.01.2023 Практическая работа; 40. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. 1 0 0 02.02.2023 Устный опрос; 41. Основные зональные типы 1 почв, их свойства, различия в плодородии. Почвенные ресурсы России. 0 0 07.02.2023 Письменный контроль; 42. Изменение почв 1 различных природных зон в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. 0 0 09.02.2023 Устный опрос; 43. Богатство растительного и 1 животного мира России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Особенности растительного и животного мира различных природнохозяйственных зон России. 0 0 14.02.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. 0 0 16.02.2023 Тестирование; 44. 1 45. Высотная поясность в горах на территории России. 1 0 0 21.02.2023 Диктант; 46. Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и их использование, экологические проблемы. 1 0 0 28.02.2023 Тестирование; 47. Прогнозируемые последствия изменений климата для разных природно-хозяйственных зон на территории России. 1 0 0 02.03.2023 Устный опрос; 48. Особо охраняемые природные территории России и своего края. Объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО; растения и животные, занесённые в Красную книгу России. 1 0 0 07.03.2023 Устный опрос; 49. Практическая работа №12. "Объяснение различий структуры высотной поясности в горных системах". 1 0 1 09.03.2023 Практическая работа; 50. Практическая работа №13 1 "Анализ различных точек зрения о влиянии глобальных климатических изменений на природу, на жизнь и хозяйственную деятельность населения на основе анализа нескольких источников информации". 0 1 14.03.2023 Практическая работа; 51. Обобщение знаний по теме 1 "Географическое пространство России. Природа России". 0 0 16.03.2023 Зачет; 52. Контрольная работа по теме "Географическое пространство России.Природа России". 1 0 21.03.2023 Контрольная работа; 1 53. Динамика численности 1 населения России в XX— XXI вв. и факторы, определяющие её. Переписи населения России. Естественное движение населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения России и их географические различия в пределах разных регионов России. 0 0 23.03.2023 Устный опрос; 54. Геодемографическое 1 положение России. Основные меры современной демографической политики государства. Общий прирост населения. Миграции (механическое движение населения). Внешние и внутренние миграции. Эмиграция и иммиграция. Миграционный прирост населения. 0 0 04.04.2023 Письменный контроль; 55. Причины миграций и основные направления миграционных потоков. Причины миграций и основные направления миграционных потоков России в разные исторические периоды. Государственная миграционная политика Российской Федерации. Различные варианты прогнозов изменения численности населения России. 1 0 0 06.04.2023 Зачет; 56. Практическая работа №14. "Определение по статистическим данным общего, естественного (или) миграционного прироста населения отдельных субъектов (федеральных округов) Российской Федерации или своего региона". 1 0 1 11.04.2023 Практическая работа; 57. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социальноэкономическими факторами. Основная полоса расселения. Плотность населения как показатель освоенности территории. Различия в плотности населения в географических районах и субъектах Российской Федерации. 1 0 0 13.04.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 58. Городское и сельское 1 население. Виды городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации. Классификация городов по численности населения. Роль городов в жизни страны. Функции городов России. Монофункциональные города. Сельская местность и современные тенденции сельского расселения. 0 0 18.04.2023 Письменный контроль; 59. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Языковая классификация народов России. Крупнейшие народы России и их расселение. 1 0 0 20.04.2023 Устный опрос; 60. Титульные этносы. География религий. Объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории России. Практическая работа №15. Построение картограммы «Доля титульных этносов в численности населения республик и автономных округов РФ». 1 0 1 25.04.2023 Практическая работа; 61. Половой и возрастной 1 состав населения России. Половозрастная структура населения России в географических районах и субъектах Российской Федерации и факторы, её определяющие. Практическая работа №16. "Объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа половозрастных пирамид". 0 1 27.04.2023 Практическая работа; 62. Половозрастные 1 пирамиды. Демографическая нагрузка. Средняя прогнозируемая (ожидаемая) продолжительность жизни мужского и женского населения России. 0 0 02.05.2023 Тестирование; 63. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы, рабочая сила. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости населения России и факторы, их определяющие. Качество населения и показатели, характеризующие его. ИЧР и его географические различия. Практическая работа №17. "Классификация Федеральных округов по особенностям естественного и механического движения населения". 1 0 1 04.05.2023 Практическая работа; 64. Контрольная работа по теме "Население России" 1 1 0 11.05.2023 Контрольная работа; 65. Промежуточная аттестация. Итоговое контрольное тестирование 1 0 0 16.05.2023 Тестирование; 66. Повторение по теме "Природа России" 1 0 0 18.05.2023 Письменный контроль; 67. Повторение по теме "Население России" 1 0 0 23.05.2023 Тестирование; 68. Итоговый урок за курс географии 8 класса 1 0 0 25.05.2023 Устный опрос; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 2 17 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. География: физическая география России: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. 2. Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Физическая география России» для 8 класса общеобразовательных организаций: контрольно-измерительные материалы, А.Б. Эртель. 3. Атлас. География. Физическая география России. Население и хозяйство России. 8-9 класс. Авторысоставители С. Банников, Е. Домогацких, Н. Клюев. 4. Контурные карты 8 класс. Авторы-составители С. Банников, Е. Домогацких. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 2. География: физическая география России: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций, авторы Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. 3. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 8 класса общеобразовательных организаций С.В. Банников, Д.В. Молодцов, А.Б. Эртель. 4. Рабочая программа к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 8 класса общеобразовательных организаций, авт.-сост.: Н.В. Болотникова, С.В. Банников. 5. Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Физическая география России» для 8 класса общеобразовательных организаций: контрольно-измерительные материалы, А.Б. Эртель. 6. Атлас. География. Физическая география России. Население и хозяйство России. 8-9 класс. Авторысоставители С. Банников, Е. Домогацких, Н. Клюев. 7. Контурные карты 8 класс. Авторы-составители С. Банников, Е. Домогацких. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/subject/4/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ • • Географические карты Глобус Земли физический демонстрационный • Компьютер • Цифровой проектор • Экран настенный • Энциклопедии • Иллюстрации по географии ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Географические карты, атласы, приложения к уроку. Контрольно-измерительные материалы по географии для 8 класса (образовательная программа основного общего образования) Назначение контрольно-измерительных материалов – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 8 классов по географии. Содержание контрольно-измерительных материалов определяется на основе: Проверочная работа «Природа России» Время, отводимое на выполнение работы: 30 минут. Содержание работы: проверочная работа состоит из трѐх частей. Часть 1 состоит из 13 заданий с выбором правильного ответа из трех предложенных вариантов: 9 заданий базового уровня сложности, 4 задания повышенного уровня сложности. Часть 2 содержит 4 задания с кратким ответом (из них 2 базового, 2 повышенного уровня сложности). В части 2 используются разновидности заданий с кратким ответом: 1) задания, требующие записать ответ в виде одного слова или нескольких слов. Часть 3 содержит 1 задание с развернутым ответом (С1- задание повышенного уровня сложности), где требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос. Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, оценки заданий и времени выполнения представлено в таблице. Ном Уровень ер зада ния Коды проверяе мых элементов Коды Проверяемых требований к уровню подготовки А1 А2 А3 А4 А5. А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 В1 В2 В3 В4 С1. 5.2.1 5.2.1 5.2.1 5.2.1 5.2.1 5.2.1 5.2.1 5.2.2 5.2.2 5.2.3 5.2.3 5.2.3 5.2.5 5.2.1 5.2.1 5.2.2 5.2.3 5.2.2 5.2.1.1 5.2.1.1 5.2.1.1 5.2.1.1 5.2.1.1 5.2.1.1 5.2.1.1 5.2.2.2 5.2.2.2 5.2.3.3 5.2.3.3 5.2.3.3 5.2.5.5 5.2.1.1 5.2.1.1 5.2.2.2 5.2.3.3 5.2.2.2 базовый повышенный базовый базовый повышенный базовый базовый базовый повышенный базовый повышенный базовый базовый повышенный базовый повышенный базовый повышенный Коды проверяем ых элементов метапредметного содержани я 3.2 3.4 3.1 3.3 3.3 3.2 3.1 3.3 3.4 3.2 3.4 3.3 3.2 3.1 3.1 3.4 3.1 3.2 Максимальный балл за выполнение задания Примерное время выполнени я задания (мин.) 1 2 1 1 2 1 1 1 2 1 2 1 1 2 2 2 2 3 1 2 1 1 3 1 1 1 2 1 2 2 1 2 2 2 2 3 Оценивание заданий Номер задания Правильный ответ Критерии оценивания А1 б) Альпийская 1 А2 2 А3 1. Кайнозойская б) альпийская 2. Мезозойская в) киммерийская 3.Протерозойская - а) байкальская б) платформы А4 а) на древней платформе 1 А5 б) в осадочном чехле древних платформ 2 А6. а) на Западно- Сибирской равнине 1 А7. а) каменный уголь 1 А8 в) Атлантический 1 А9 1. морской - в) п-в Камчатка и Курильские острова 2. муссонный - б) южная часть Дальнего Востока 3. умеренно континентальный - а) ВосточноЕвропейская равнина б) Берингово г) Азовское 2 2 А12 1. Западная Двина, Дон, Днепр, Нева – а) Атлантический океан 2.Енисей, Лена, Обь – б) Северный Ледовитый океан 3.Амур - в) Тихий океан б) избыточное увлажнение, плоский рельеф А13 б) подзолистые 1 В1 2 В3 Строение: кристаллический фундамент и осадочный чехол Землетрясения, извержение вулканов, сход снежных лавин и селей. Циклон, антициклон В4 Ледники 2 С1 Солнечная радиация, воздушные массы и рельеф, 3 А10. А11 В2 Итого 18 1 1 1 2 2 28 Система оценивания заданий части 3 № задания Система оценивания заданий С1 а) приведено три климатообразующих фактора б) приведено два в) приведен один Перевод баллов к 5-балльной отметке Баллы Отметка 28-27 5 26-19 4 18-9 3 8-0 2 Баллы 3 2 1 Текст работы А1. Выберите верный ответ. Самая молодая эпоха складчатости: Байкальская б) Альпийская в) Герцинская А2. Установите соответствие между геологическими эрами и эпохами: 1. Кайнозойская 2. Мезозойская 3.Протерозойская байкальская б)альпийская в) киммерийская а) а) А 3. Устойчивые участки земной коры называются: а) плиты б) платформы в) складчатые области. А4. Русская равнина расположена: а) на древней платформе б) на молодой платформе в) на щите А5. Где искать нерудные месторождения: а) в фундаментах древних платформ б) в осадочном чехле древних платформ складчатых областях А6. Где находятся наиболее крупные месторождения газа и нефти: а) на Западно- Сибирской равнине Поволжье в) в Предуралье А7. Какое полезное ископаемое добывают в Кузнецком бассейне: каменный уголь б) железную руду в) золото в) в б) в а) А8. Воздушные массы, какого океана, оказывают влияние на климат европейской части России: а) Тихий б) Северный Ледовитый в) Атлантический А9. Установите соответствие между типом климата и зоной его распространения: 1. морской 2. муссонный 3. умеренно континентальный а) Восточно- Европейская равнина б) южная часть Дальнего Востока в) п-в Камчатка и Курильские острова А10. Выберите из перечисленных морей самое большое и самое маленькое, по площади, море: а) Баренцево б) Берингово в) Японское г) Азовское А11. Установите соответствие между реками и бассейнами океанов, к которым они принадлежат: 1.Западная Двина, Дон, Днепр, Нева 2.Енисей, Лена, Обь 3.Амур а) Атлантический океан б) Северный Ледовитый в) Тихий А12. Укажите причину образования болот: а) наличие мерзлоты, горный рельеф б) избыточное увлажнение, плоский рельеф в) большое количество осадков, пересеченный рельеф А13.Какие почвы занимают наибольшую площадь России: а) тундрово -глеевые б) подзолистые в) черноземы В1. Какое строение имеют платформы? _______________________________________________________________________ В2. Назовите стихийные природные явления, связанные с земной корой? ________________________________. В3. Крупный атмосферный вихрь с пониженным давлением в центре, несущий осадки - это….? ________________________________ Крупный атмосферный вихрь с повышенным давлением в центре, несущий сухую погоду - это….? ______________________________________________ В4. Скопление льда в горах называется ….?_________________________________ С1. Перечислите климатообразующие факторы?_____________________________ Проверочная работа «Хозяйство России» Время, отводимое на выполнение работы: 25 минут. Содержание работы: проверочная работа состоит из трѐх частей. Часть 1 состоит из 13 заданий с выбором правильного ответа из трех предложенных вариантов: 10 заданий базового уровня сложности, 3 задания повышенного уровня сложности. Часть 2 содержит 3 задания с кратким ответом (из них 1 базового, 2 повышенного уровня сложности). В части 2 используются разновидности заданий с кратким ответом: 1) задания, требующие записать ответ в виде одного слова; 2) задания, требующие записать ответ в виде одного предложения. Часть 3 содержит 1 задание с развернутым ответом (С1- задание повышенного уровня сложности), где требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос. Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, оценки заданий и времени выполнения представлено в таблице. Ном Уровень Коды Коды Коды Максималь- Примерное ер проверяе Проверяепроверяемы ный время зада мых мых х элементов балл за выполнени ния элементов требований метапредвыполнение я задания к уровню метного задания (мин.) подготовки содержания А1 базовый 5.4.1 5.4.1.1 3.1 1 1 А2 базовый 5.4.1 5.4.1.1 3.2 1 1 А3 базовый 5.4.3 5.4.3.3 3.4 1 1 А4 повышенный 5.4.3 5.4.3.3 3.5 2 2 А5. базовый 5.4.3 5.4.3.3 3.2 1 1 А6 повышенный 5.4.3 5.4.3.3 3.2 2 2 А7 базовый 5.4.3 5.4.3.3 3.3 1 1 А8 повышенный 5.4.3 5.4.3.3 3.3 2 2 А9 базовый 5.4.3 5.4.3.3 3.3 1 1 А10 базовый 5.4.3 5.4.3.3 3.2 1 1 А11 базовый 5.4.3 5.4.3.3 3.1 1 1 А12 базовый 5.4.3 5.4.3.3 3.2 1 1 А13 базовый 5.4.4 5.4.4.4 3.2 1 1 В1 Повышенный 5.4.5 5.4.5.5 3.2 2 2 В2 повышенный 5.4.3 5.4.3.3 3.2 2 2 В3 базовый 5.4.3 5.4.3.3 3.1 2 1 С1. повышенный 5.4.5 5.4.5.5 3.4 3 4 Оценивание заданий Номер задания А1 Правильный ответ Критерии оценивания 1 А2 б) суммарная стоимость товаров и услуг, произведенных в стране за год а) услуги А3 в) Западная Сибирь 1 1 А4 в) в Канско-Ачинском бассейне 2 А5 б) второе 1 А6. б) ТЭС, А7. а) алюминия 1 А8 б)Норильск 2 А9 в) Челябинский электролитный цинковый завод 1 А10 б) вторичному 1 А11 а)Ярославль А12 а) Европейский Север 1 А13 в) в Краснодарском крае 1 В1 2 В2 Автомобильный, железнодорожный, гужевой, трубопроводный. Самый дешевый – трубопроводный. Магнитогорск, Череповец, Липецк, Новокузнецк В3 Машиностроение 2 С1 1.Общехозяйственные услуги: торговля, пассажирский транспорт, связь, ЖКХ; 2.Деловые услуги: банковская, кредитная, страховая деятельность, реклама; 3.Социальные услуги: образование, воспитание, здравоохранение, культура, юридические услуги; 4. Личные услуги: гостиничное дело, бытовые услуги, индустрия развлечения и отдыха, туризм, общественное питание. 3 в)ГЭС, а) АЭС 2 б) Омск 1 Итого 17 2 25 Система оценивания заданий части 3 № задания Система оценивания заданий С1 а) приведены четыре отрасли с полной характеристикой б) приведено три отрасли в) приведено две отрасли Перевод баллов к 5-балльной отметке Баллы Отметка 25-24 5 23-17 4 16-8 3 7-0 2 Баллы 3 2 1 Текст работы А 1. Что такое ВВП? а) количество продуктовых изделий в стране за год б) суммарная стоимость товаров и услуг, произведенных в стране за год в) количество товаров, купленных за год населением страны А2. Какой сектор экономики лидирует в развитых странах: а) услуги б) промышленность в) сельское хозяйство А3. Главная топливная база России: Поволжье б) Дальний восток в) Западная Сибирь а) А4. Наиболее низкая себестоимость добычи угля наблюдается: а) в Кузбассе б) в Печорском бассейне в) в Канско-Ачинском бассейне А5. Какое место занимает Россия по добычи нефти и газа в мире: первое б) второе в) третье а) А6. Распределите типы электростанций в порядке убывания их доли в производстве электроэнергии: а) АЭС б)ТЭС в)ГЭС А7. К местам дешевой энергии тяготеет производство: а) алюминия б) никеля в)олова А8. Назовите крупный центр по добычи и выплавки меди и никеля: а) Братск б) Норильск в) Челябинск А9. Крупнейший в России и СНГ производитель металлического цинка: «Уфалейникель» Челябинский электрометаллургический комбинат в) Челябинский электролитный цинковый завод а) б) А10. К какому сектору хозяйства можно отнести машиностроение: а) первичному б) вторичному в) третичному А11.Центры производства автомобильных шин: а)Ярославль б) Омск в) Соликамск А12. Крупнейшим производителем продукции лесной промышленности является: а) Европейский Север б) Дальний Восток в) Алтай А13.Свиноводство наиболее развито: а) в Западной Сибири б) на Северном Кавказе в) в Краснодарском крае В1. Перечислите виды сухопутного транспорта, выберите из них самый дешевый вид транспорта? _______________________________________________________________________.. В2. Основные центры черной металлургии? _______________ __________. В3. Продолжите предложение. Производство оборудования, судостроение, локомотивостроение, тракторостроение, автомобилестроение, авиастроение – это отраслевой состав……? _______________________________________ С1.Дайте характеристику отраслевому составу сферы услуг. Годовая контрольная работа Время, отводимое на выполнение работы: 45 минут. Содержание работы: контрольная работа состоит из трѐх частей. Часть 1 состоит из 15 заданий с выбором правильного ответа из трех предложенных вариантов: 11 заданий базового уровня сложности, 4 задания повышенного уровня сложности. Часть 2 содержит 5 заданий с кратким ответом (из них 2 базового, 3 повышенного уровня сложности). В части 2 используются разновидности заданий с кратким ответом: 1) задания, требующие записать ответ в виде одного слова; 2) задания, требующие записать ответ в виде одного предложения. Часть 3 содержит 3 задания с развернутым ответом, где требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос. Все задания повышенного уровня сложности. Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, времени выполнения представлено в таблице. Ном Уровень Коды Коды Коды Примерное ер проверяе проверяемых проверяемых время зада мых требований к элементов выполнения ния элементов уровню метапредзадания подготовки метного (мин.) содержания А1 базовый 5.3.1 5.3.1.1 3.1 1 А2 базовый 5.3.5 5.3.5.5 3.2 1 А3 базовый 5.3.3 5.3.3.3 3.2 1 А4 повышенный 5.2.1 5.2.1.1 3.4 2 А5 повышенный 5.2.1 5.2.1.1 3.3 3 А6 базовый 5.2.1 5.2.1.1 3.2 1 А7 повышенный 5.2.2 5.2.2.2 3.4 2 А8 базовый 5.2.3 5.2.3.3 3.4 2 А9 базовый 5.4.1 5.4.1.1. 3.2 1 А10 повышенный 5.4.3 5.4.3.3 3.5 2 А11 базовый 5.4.3 5.4.3.3 3.3 1 А12 базовый 5.4.3 5.4.3.3 3.2 2 А13 базовый 5.4.3 5.4.3.3 3.2 1 А14 базовый 5.2.6 5.2.6.6 3.1 1 А15 базовый 5.2.6 5.2.6.6 3.4 1 В1 повышенный 5.3.1 5.3.1.1 3.1 2 В2 базовый 5.2.3 5.2.3.3 3.1 2 В3 базовый 5.4.5 5.4.5.5 3.2 2 В4 повышенный 5.4.3 5.4.3.3 3.1 2 В5 повышенный 5.2.6 5.2.6.6 3.4 2 С1 повышенный 5.3.1 5.3.1.1 3.5 3 С2 повышенный 5.2.2 5.2.2.2 3.2 3 С3 повышенный 5.2.6 5.2.6.6 3.3 3 Оценивание заданий Номер задания А1 А2 Правильный ответ Критерии оценивания б) резкое уменьшение численности населения а) башкиры в) татары 1 1 А3. а) зона очагового заселения 1 А4. 2 А5. 1. Кайнозойская б) альпийская 2. Мезозойская в) киммерийская 3.Протерозойская - а) байкальская б) в осадочном чехле древних платформ 2 А6. а) на Западно- Сибирской равнине 1 А7 1. морской - в) п-в Камчатка и Курильские острова 2. муссонный - б) южная часть Дальнего Востока 3. умеренно континентальный - а) ВосточноЕвропейская равнина 1. Западная Двина, Дон, Днепр, Нева – а) Атлантический океан 2.Енисей, Лена, Обь – б) Северный Ледовитый океан 3.Амур - в) Тихий океан 2 А9. а) услуги 1 А10 в) в Канско-Ачинском бассейне 2 А11 а) алюминия 1 А12 б)ТЭС А13 а) Европейский Север 1 А14 б ) арктические пустыни 1 А15 б) Восточно-Европейская равнина 1 В1 Всего- 146,8 млн. чел., в т.ч. русских- 111млн. чел., татар – 5,3 млн.чел. 2 В2 ледники 2 В3 2 В4 Автомобильный, железнодорожный, гужевой, трубопроводный. Самый дешевый – трубопроводный машиностроение В5 Черноморское побережье Кавказа 2 С1 158 чел. 3 С2 Солнечная радиация, воздушные массы и рельеф 3 А8 С3 в)ГЭС а) АЭС 1. высота гор, чем выше, тем больше поясов. 1 2 2 3 2. температура воздуха (тепло) 3. влажность Итого 23 № задания С1 С2 С3 39 Система оценивания заданий части 3 Система оценивания заданий Верный ответ Неверный ответ а) приведено три климатообразующих фактора б) приведено два в) приведен один а) приведено три причины б) приведено две причины в) приведена одна причина Баллы 3 0 3 2 1 3 2 1 Перевод баллов к 5-балльной отметке Баллы Отметка 39-38 5 37--27 4 26-13 3 12-0 2 Текст работы А1. Демографический кризис- это: резкое повышение численности населения численности населения численности населения за счет миграций а) б) резкое уменьшение в) резкое уменьшение А 2. Выберите народы, исповедующие ислам: башкиры б) буряты в) татары А3. Для территорий Крайнего Севера характерна: очагового заселения б) зона сплошного заселения в) главная полоса заселения А4. Установите соответствие между геологическими эрами и эпохами: 1. Кайнозойская 2. Мезозойская 3.Протерозойская байкальская б) альпийская в) киммерийская А5. Где искать нерудные месторождения: а) в фундаментах древних платформ б) в осадочном чехле древних платформ складчатых областях А6. Где находятся наиболее крупные месторождения газа и нефти: а) на Западно- Сибирской равнине Поволжье в) в Предуралье А7. Установите соответствие между типом климата и зоной его распространения: 1. морской 2. муссонный 3. умеренно континентальный а) Восточно- Европейская равнина б) южная часть Дальнего Востока Камчатка и Курильские острова а) а) зона а) в) в б) в в) п-в А8. Установите соответствие между реками и бассейнами океанов, к которым они принадлежат: 1.Западная Двина, Дон, Днепр, Нева 2.Енисей, Лена, Обь 3.Амур а) Атлантический океан б) Северный Ледовитый в) Тихий А9. Какой сектор экономики лидирует в развитых странах: а) услуги б) промышленность в) сельское хозяйство А10. Наиболее низкая себестоимость добычи угля наблюдается: а) в Кузбассе б) в Печорском бассейне в) в Канско-Ачинском бассейне А11. К местам дешевой энергии тяготеет производство: а) алюминия б) никеля в) олова А12. Распределите типы электростанций в порядке убывания их доли в производстве электроэнергии: а) АЭС б) ТЭС в) ГЭС А13. Крупнейшим производителем продукции лесной промышленности является: а) Европейский Север б) Дальний Восток в) Алтай А14. Природная зона островов Северного Ледовитого океана: тундра б) арктические пустыни в) тайга А15. Форма рельефа, занятая в России зоной смешанных и широколиственных лесов: а) Западно - Сибирская равнина Восточно-Европейская равнина Среднесибирское плоскогорье а) б) в) В1.Численность населения России всего? Приведите численность русского населения и второй по численности нации в России? _______________________ В2. Скопление льда в горах называется ….?_________________________________ В3. Перечислите виды сухопутного транспорта, выберите из них самый дешевый вид транспорта? ______________________________________________В4. Продолжите предложение. Производство оборудования, судостроение, локомотивостроение, тракторостроение, автомобилестроение, авиастроение – это отраслевой состав…..?___________________________________ В5. Самый северный район произрастания чая?______________________________ С1. Рассчитайте естественный прирост населения за 2016год в Магнитогорске, если число рожденных-5862 чел., число умерших – 5704 чел. _______________________ С2. Перечислите климатообразующие факторы?_____________________________ С3. Назовите причины, от которых зависит количество высотных поясов в горах