Рабочая программа по географии 7класс

Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной
программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02 06 2020 г ).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным
и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции
географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии
и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от
24.12.2018 года.
Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации
требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к
результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных
социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях
развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных
природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия
природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого
подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей
школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для
последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с
другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных
ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем
повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения
новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического
мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических
особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах
сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных источников географической
информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки
разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;

5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений,
необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в
повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в
жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по
направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических
знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который
входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы». Освоение содержания курса
«География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения,
сформированные ранее в курсе «Окружающий мир». Учебным планом на изучение географии
отводится в 7 классе - 2 часа в неделю, всего - 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Главные закономерности природы Земли
Тема 1. Географическая оболочка
Географическая оболочка: особенности строения и свойства. Целостность, зональность,
ритмичность — и их географические следствия. Географическая зональность (природные зоны) и
высотная поясность. Современные исследования по сохранению важнейших биотопов Земли.
Практическая работа
1. Выявление проявления широтной зональности по картам природных зон.
Тема 2. Литосфера и рельеф Земли
История Земли как планеты. Литосферные плиты и их движение. Материки, океаны и части света.
Сейсмические пояса Земли. Формирование современного рельефа Земли. Внешние и внутренние
процессы рельефообразования. Полезные ископаемые.
Практические работы
1. Анализ физической карты и карты строения земной коры с целью выявления закономерностей
распространения крупных форм рельефа.
2. Объяснение вулканических или сейсмических событий, о которых говорится в тексте.
Тема 3. Атмосфера и климаты Земли
Закономерности распределения температуры воздуха. Закономерности распределения атмосферных
осадков. Пояса атмосферного давления на Земле. Воздушные массы, их типы. Преобладающие
ветры — тропические (экваториальные) муссоны, пассаты тропических широт, западные ветры.
Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы: географическое положение,
океанические течения, особенности циркуляции атмосферы (типы воздушных масс и преобладающие
ветры), характер подстилающей поверхности и рельефа территории. Характеристика основных и
переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние
современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Глобальные изменения климата и
различные точки зрения на их причины. Карты климатических поясов, климатические карты, карты
атмосферных осадков по сезонам года. Климатограмма как графическая форма отражения
климатических особенностей территории.
Практические работы
1. Описание климата территории по климатической карте и климатограмме.
Тема 4. Мировой океан — основная часть гидросферы
Мировой океан и его части. Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океаны.
Южный океан и проблема выделения его как самостоятельной части Мирового океана. Тёплые и
холодные океанические течения. Система океанических течений. Влияние тёплых и холодных
океанических течений на климат. Солёность поверхностных вод Мирового океана, её измерение.
Карта солёности поверхностных вод Мирового океана. Географические закономерности изменения
солёности — зависимость от соотношения количества атмосферных осадков и испарения,
опресняющего влияния речных вод и вод ледников. Образование льдов в Мировом океане. Изменения
ледовитости и уровня Мирового океана, их причины и следствия. Жизнь в Океане, закономерности её
пространственного распространения. Основные районы рыболовства. Экологические проблемы
Мирового океана.
Практические работы
1. Выявление закономерностей изменения солёности поверхностных вод Мирового океана и
распространения тёплых и холодных течений у западных и восточных побережий материков.

2. Сравнение двух океанов по плану с использованием нескольких источников географической
информации.
Раздел 2. Человечество на Земле
Тема 1. Численность населения
Заселение Земли человеком. Современная численность населения мира. Изменение численности
населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Факторы,
влияющие на рост численности населения. Размещение и плотность населения.
Практические работы
1. Определение, сравнение темпов изменения численности населения отдельных регионов мира по
статистическим материалам.
2. Определение и сравнение различий в численности, плотности населения отдельных стран по
разным источникам.
Тема 2. Страны и народы мира
Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Языковая классификация народов
мира. Мировые и национальные религии. География мировых религий. Хозяйственная деятельность
людей, основные её виды: сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг. Их влияние на
природные комплексы. Комплексные карты. Города и сельские поселения. Культурно-исторические
регионы мира. Многообразие стран, их основные типы. Профессия менеджер в сфере туризма,
экскурсовод.
Практическая работа
1. Сравнение занятий населения двух стран по комплексным картам.
Раздел 3. Материки и страны
Тема 1. Южные материки
Африка. Австралия и Океания. Южная Америка. Антарктида. История открытия. Географическое
положение. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод и определяющие их факторы.
Зональные и азональные природные комплексы. Население. Политическая карта. Крупнейшие по
территории и численности населения страны. Изменение природы под влиянием хозяйственной
деятельности человека. Антарктида — уникальный материк на Земле. Освоение человеком
Антарктиды. Цели международных исследований материка в XX—XXI вв. Современные
исследования в Антарктиде. Роль России в открытиях и исследованиях ледового континента.
Практические работы
1. Сравнение географического положения двух (любых) южных материков.
2. Объяснение годового хода температур и режима выпадения атмосферных осадков в
экваториальном климатическом поясе
3. Сравнение особенностей климата Африки, Южной Америки и Австралии по плану.
4. Описание Австралии или одной из стран Африки или Южной Америки по географическим
картам.
5. Объяснение особенностей размещения населения Австралии или одной из стран Африки или
Южной Америки.
Тема 2. Северные материки
Северная Америка. Евразия. История открытия и освоения. Географическое положение. Основные
черты рельефа, климата и внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные
природные комплексы. Население. Политическая карта. Крупнейшие по территории и численности
населения страны. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Практические работы

1. Объяснение распространения зон современного вулканизма и землетрясений на территории
Северной Америки и Евразии.
2. Объяснение климатических различий территорий, находящихся на одной географической широте,
на примере умеренного климатического пляса.
3. Представление в виде таблицы информации о компонентах природы одной из природных зон на
основе анализа нескольких источников информации.
4. Описание одной из стран Северной Америки или Евразии в форме презентации (с целью
привлечения туристов, создания положительного образа страны и т. д.).
Тема 3. Взаимодействие природы и общества
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Особенности
взаимодействия человека и природы на разных материках. Необходимость международного
сотрудничества в использовании природы и её охране. Развитие природоохранной деятельности на
современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная гидрографическая
организация, ЮНЕСКО и др.).
Глобальные проблемы человечества: экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления
отсталости стран, продовольственная — и международные усилия по их преодолению. Программа
ООН и цели устойчивого развития. Всемирное наследие ЮНЕСКО: природные и культурные
объекты.
Практическая работа
1. Характеристика изменений компонентов природы на территории одной из стран мира
в результате деятельности человека.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций
и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы,
населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к
историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества,
традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего
края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма,
уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства
ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие
в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для
реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к
разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,
готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного
выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы
поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов,
понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре
своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам
Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества,
о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как
средством познания мира для применения различных источников географической информации при
решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками
исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта,
наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим

занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе;
навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность
осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически
целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли
как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в
том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
— Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и
явлений;
— устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и
явлений, основания для их сравнения;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с
учётом предложенной географической задачи;
— выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и
явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов,
процессов и явлений;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия

— Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и
проблем;
— проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом
материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинноследственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и
явлениями;
— оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и
явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
— Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
— выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов
и форм представления;
— находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
в различных источниках географической информации;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
— оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
— систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
— Формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам
различных вопросов в устных и письменных текстах;
— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
— Принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических

проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
— планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических
проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы,
достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды;
— сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и
оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
— Самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их
решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
— Владеть способами самоконтроля и рефлексии;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
Принятие себя и других:
— Осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— Описывать по географическим картам и глобусу местоположение изученных географических
объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
— называть: строение и свойства (целостность, зональность, ритмичность) географической
оболочки;
— распознавать проявления изученных географических явлений, представляющие собой
отражение таких свойств географической оболочки, как зональность, ритмичность и целостность;
— определять природные зоны по их существенным признакам на основе интеграции и
интерпретации информации об особенностях их природы;
— различать изученные процессы и явления, происходящие в географической оболочке;
— приводить примеры изменений в геосферах в результате деятельности человека;

— описывать закономерности изменения в пространстве рельефа, климата, внутренних вод и
органического мира;
— выявлять взаимосвязи между компонентами природы в пределах отдельных территорий с
использованием различных источников географической информации;
— называть особенности географических процессов на границах литосферных плит с учётом
характера взаимодействия и типа земной коры;
— устанавливать (используя географические карты) взаимосвязи между движением
литосферных плит и размещением крупных форм рельефа;
— классифицировать воздушные массы Земли, типы климата по заданным показателям;
— объяснять образование тропических муссонов, пассатов тропических широт, западных
ветров;
— применять понятия «воздушные массы», «муссоны», «пассаты», «западные ветры»,
«климатообразующий фактор» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
— описывать климат территории по климатограмме;
— объяснять влияние климатообразующих факторов на климатические особенности территории;
— формулировать оценочные суждения о последствиях изменений компонентов природы в
результате деятельности человека с использованием разных источников географической
информации;
— различать океанические течения;
— сравнивать температуру и солёность поверхностных вод Мирового океана на разных широтах
с использованием различных источников географической информации;
— объяснять закономерности изменения температуры, солёности и органического мира
Мирового океана с географической широтой и с глубиной на основе анализа различных
источников географической информации;
— характеризовать этапы освоения и заселения отдельных территорий Земли человеком на
основе анализа различных источников географической информации для решения учебных и
практико-ориентированных задач;
— различать и сравнивать численность населения крупных стран мира;
— сравнивать плотность населения различных территорий;
— применять понятие «плотность населения» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
— различать городские и сельские поселения;
— приводить примеры крупнейших городов мира;
— приводить примеры мировых и национальных религий;
— проводить языковую классификацию народов;
— различать основные виды хозяйственной деятельности людей на различных территориях;
— определять страны по их существенным признакам;
— сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры,

особенности адаптации человека к разным природным условиям регионов и отдельных стран;
— объяснять особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий;
— использовать знания о населении материков и стран для решения различных учебных и
практико-ориентированных задач;
— выбирать источники географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения
особенностей природы, населения и хозяйства отдельных территорий;
— представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического
описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач;
— интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях природы, населения и его
хозяйственной деятельности на отдельных территориях, представленную в одном или
нескольких источниках, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
— приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
— распознавать проявления глобальных проблем человечества (экологическая, сырьевая,
энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная) на локальном и
региональном уровнях и приводить примеры международного сотрудничества по их
преодолению.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Раздел 1. Главные закономерности природы Земли
1.1.

Географическая
оболочка

4

0

1

05.09.2022
16.09.2022

называть границы, строение и свойства (целостность, зональность, ритмичность)
географической оболочки;
различать изученные процессы и явления, происходящие в географической
оболочке;
распознавать проявление изученных географических явлений являющиеся
отражением таких свойств географической оболочки, как зональность
(азональность), ритмичность и целостность;
выявлять проявления широтной зональности по картам природных зон (при
выполнении практической работы № 1);
сравнивать структуру высотных поясов горных систем с целью выявления
зависимости от их географического положения и абсолютной высоты;
описывать по физической карте полушарий, карте океанов, глобусу
местоположение изученных географических объектов для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач;

Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;

http://geography.su/atlas/item/f00/s00/z0000000/

1.2.

Литосфера и
рельеф Земли

6

0

2

19.09.2022
07.10.2022

Описывать по физической карте мира, физической карте России, карте океанов,
глобусу местоположение крупных форм рельефа для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
описывать закономерности изменения в пространстве крупных форм рельефа
суши и Мирового океана на основе анализа физической карты и карт строения
земной коры (при выполнении практической работы № 1);
объяснять пространственное распространение землетрясений и современного
вулканизма (при выполнении практической работы № 2);
устанавливать (используя карты атласа) взаимосвязи между движением
литосферных плит и размещением крупных форм рельефа;
объяснять образование крупных форм рельефа Земли одновременным действием
внутренних и внешних сил рельефообразования;
называть особенности географических процессов на границах литосферных плит
с учётом характера взаимодействия и типа земной коры;
классифицировать силы рельефообразования по источникам энергии, за счёт
которых они действуют;
приводить примеры полезных ископаемых разного происхождения;
находить аргументы, подтверждающие и/или опровергающие разные точки
зрения об истории Земли как планеты в различных источниках географической
информации;
формулировать гипотезы о появлении новых океанов на Земле, расколе крупных
литосферных плит на основе самостоятельно выбранных источников
информации;
формулировать суждения, выражать свою точку зрения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников, обнаруживать
различие и сходство позиций в процессе организованной учителем дискуссии:
сравнение вероятности землетрясений на разных территориях Земли на основе
анализа географических карт с учётом распространения сейсмических поясов;

Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Практическая
работа;

http://geography.su/atlas/item/f00/s00/z0000000/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/44/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/446/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/447/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/448/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/452/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/451/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/450/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/449/

1.3.

Атмосфера и
климаты Земли

8

0

1

10.10.2022
11.11.2022

Описывать закономерности изменений в пространстве поясов атмосферного
давления и климатических поясов;
определять климатические характеристики территории по климатической карте;
классифицировать типы климата по заданным показателям; классифицировать
воздушные массы Земли;
объяснять образование тропических муссонов, пассатов тропических широт,
западных ветров;
применять понятия «воздушные массы», «муссоны», «пассаты», «западные
ветры», «климатообразующий фактор» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
описывать климат территории по климатической карте и климатограмме (при
выполнении практической работы № 1);
сравнивать годовой ход температуры воздуха по сезонам года в Северном и
Южном полушариях на основе статистических данных;
объяснять влияние климатообразующих факторов на климатические особенности
территории;
характеризовать воздушные массы Земли, основные и переходные климатические
пояса Земли;
приводить примеры влияния климатических условий на жизнь людей;
приводить примеры влияния деятельности человеческого общества на климат
Земли;

Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7189/start/290759/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7190/start/308271/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7191/start/308303/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7192/start/313965/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7182/start/252008/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7193/start/251977/

1.4.

Мировой океан
— основная
часть
гидросферы

7

1

2

17.11.2022
08.12.2022

описывать по физической карте мира, карте океанов, глобусу географическое
положение океанов Земли для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
сравнивать температуру и солёность поверхностных вод Мирового океана на
разных широтах с использованием различных источников географической
информации (при выполнении практической работы № 1);
различать океанические течения;
выявлять закономерности изменения солёности, распространения тёплых и
холодных течений у западных и восточных побережий материков по физической
карте мира (при выполнении практической работы № 1);
сравнивать океаны (при выполнении практической работы № 2);
устанавливать причинно-следственные связи между пространственным
распространением жизни в Мировом океане и свойствами океанических вод;
описывать местоположение основных районов рыболовства в Мировом океане;
выявлять и характеризовать существенные признаки океанов как частей
Мирового океана;
объяснять закономерности изменения температуры, солёности и органического
мира Мирового океана с географической широтой и с глубиной на основе анализа
различных источников географической информации;
выбирать, анализировать, и интерпретировать географическую информацию о
таянии льдов Северного Ледовитого океана и изменении средней температуры его
поверхностных вод;
влиянии этих процессов на природные комплексы прибрежных территорий и
акваторий; на возможности хозяйственной деятельности человека в океане;
прогнозировать изменение уровня Мирового океана и выдви- гать гипотезы о
возможных проблемах, связанных с этим процессом (при сохранении
современных тенденций глобальных климатических изменений);

Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
Тестирование;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/800/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/801/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1258/

Итого по разделу

25

Раздел 2. Человечество на Земле

2.1.

Численность
населения

2

0

2

12.12.2022
16.12.2022

различать и сравнивать численность населения крупных стран мира;
сравнивать плотность населения различных территорий; применять понятие
«плотность населения» для решения учебных и практических задач;
характеризовать этапы освоения и заселения отдельных территорий Земли
человеком;
объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям;
различать городские и сельские поселения, устанавливать их отличительные
признаки;
приводить примеры крупнейших городов мира;
называть и показывать на карте крупнейшие города мира;
использовать знания о населении материков и стран для решения различных
учебных и практико-ориентированных задач;
находить в различных источниках, интерпретировать и использовать
информацию, необходимую для определения изменения численности населения
во времени; представлять информацию в виде таблиц, графических схем и
диаграмм;
анализировать диаграммы изменения численности населения во времени с целью
определения темпов изменения численности населения Земли (при выполнении
практической работы № 1);
использовать различные источники информации для характеристики этапов
освоения и заселения отдельных территорий Земли;
сравнивать численность населения городов по различным источникам
информации;

Письменный
контроль;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1514/start/

2.2.

Страны и
народы мира

4

0

1

19.12.2022
30.12.2022

проводить языковую классификацию народов мира, применять понятия «народ»,
«этнос», «языковая семья», «раса», «религия», «мировые религии» для решения
учебных и практических задач;
приводить примеры мировых и национальных религий; различать основные виды
хозяйственной деятельности людей на различных территориях;
применять понятия «хозяйственная деятельность», «хозяйство», «экономика» для
решения учебных и практических задач;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
определять страны по их существенным признакам; сравнивать особенности
природы, населения и хозяйственной деятельности отдельных стран;
оценивать последствия изменений компонентов природы в результате
хозяйственной деятельности человека;
интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях природы,
населения и его хозяйственной деятельности разных стран, представленной в
одном или нескольких источниках для решения различных учебных и практикоориентированных задач;
находить, анализировать и интерпретировать статистическую информацию
(таблицы, диаграммы, графики), необходимую для определения и сравнения
численности и плотности населения (при выполнении практической работы № 1);

Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2754/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2753/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1664/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1684/start/

0

5

10.01.2023
21.02.2023

Итого по разделу:

6

Раздел 3. Материки и страны
3.1.

Южные
материки

12

3.2.

Северные
материки

15

3.3.

Взаимодействие
природы и
общества

5

Итого по разделу:

34

Резервное время

3

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

1

14

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Тема урока

п/п

Количество часов

Дата
Виды, формы
изучения контроля

всего контрольные практические
работы
работы

1.

Географическая оболочка: особенности строения и
свойства.

1

0

0

05.09.2022

2.

Географическая оболочка: особенности строения и
свойства. Целостность, зональность, ритмичность —
и их географические следствия.

1

0

0

08.09.2022 Устный опрос;

3.

Географическая зональность (природные зоны) и
высотная поясность. Современные исследования
по сохранению важнейших биотопов Земли.

1

0

0

12.09.2022 Диктант;

4.

Практическая работа №1. "Выявление
проявления широтной зональности по картам
природных зон".

1

0

1

15.09.2022 Практическая
работа;

5.

История Земли как планеты.

1

0

0

19.09.2022 Устный опрос;

6.

Литосферные плиты и их движение

1

0

0

22.09.2022 Тестирование;

7.

Материки, океаны и части света

1

0

0

26.09.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

8.

Сейсмические пояса Земли.

1

0

1

29.09.2022 Практическая
работа;

1

0

1

03.09.2022 Практическая
работа;

10. Обобщение знаний по теме "Географическая
оболочка. Литосфера Земли. Рельеф."

1

0

0

06.10.2022 Зачет;

11. Закономерности распределения температуры воздуха.

1

0

0

10.10.2022 Устный опрос;

12. Закономерности распределения атмосферных осадков

1

0

0

13.10.2022 Зачет;

13. Пояса атмосферного давления на Земле

1

0

0

17.10.2022 Тестирование;

14. Воздушные массы, их типы. Преобладающие ветры
— тропические (экваториальные) муссоны, пассаты
тропических широт, западные ветры.

1

0

0

20.10.2022 Письменный
контроль;

15. Разнообразие климата на Земле.
Климатообразующие факторы: географическое
положение, океанические течения, особенности
циркуляции атмосферы (типы воздушных масс и
преобладающие ветры), характер подстилающей
поверхности и рельефа территории.

1

0

0

24.10.2022 Диктант;

Практическая работа №2 "Объяснение
вулканических или сейсмических событий, о которых
говорится в тексте".
9.

Формирование современного рельефа Земли.
Внешние и внутренние процессы рельеф образования.
Полезные ископаемые. Практическая работа №3.
"Анализ физической карты и карты строения земной
коры с целью выявления закономерностей
распространения крупных форм рельефа".

Устный опрос;
Письменный
контроль;

16. Характеристика основных и переходных климатических 1
поясов Земли.

0

0

27.10.2022 Тестирование;

17. Карты климатических поясов, климатические
карты, карты атмосферных осадков по сезонам
года. Климатограмма как графическая форма
отражения климатических особенностей
территории. Практическая работа №4. "Описание
климата территории по климатической карте и
климатограмме".

1

0

1

07.11.2022 Практическая
работа;

18. Влияние климатических условий на жизнь людей.
Влияние современной хозяйственной
деятельности людей на климат Земли. Глобальные
изменения климата и различные точки зрения на
их причины.

1

0

0

10.11.2022

19. Мировой океан и его части. Тихий океан.
Атлантический океан

1

0

0

14.11.2022 Диктант;

20.

Индийский океан. Северный Ледовитый океан.
Южный океан и проблема выделения его как
самостоятельной части Мирового океана.

1

0

0

17.11.2022 Тестирование;

21.

Тёплые и холодные океанические течения. Система
океанических течений. Влияние тёплых и
холодных океанических течений на климат.

1

0

0

21.11.2022 Тестирование;

22. Солёность поверхностных вод Мирового океана, её

1

0

1

24.11.2022 Практическая
работа;

1

0

0

28.12.2022 Устный опрос;

24. Жизнь в Океане, закономерности её пространственного 1

0

1

01.12.2022 Практическая
работа;

измерение. Карта солёности поверхностных вод

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Мирового океана. Географические закономерности
изменения солёности — зависимость от соотношения
количества атмосферных осадков и испарения,
опресняющего влияния речных вод и вод ледников.
Практическая работа №5. "Выявление
закономерностей изменения солёности поверхностных
вод Мирового океана и распространения тёплых и
холодных течений у западных и восточных побережий
материков".
23.

Образование льдов в Мировом океане. Изменения
ледовитости и уровня Мирового океана, их причины
и следствия

распространения. Основные районы рыболовства.
Экологические проблемы Мирового океана.
Практическая работа №6. "Сравнение двух океанов
по плану с использованием нескольких источников
географической информации".
25. Контрольная работа по теме "Атмосфера и климаты
Земли. Мировой океан."

1

1

0

05.12.2022 Контрольная
работа;

26.

1

0

1

08.12.2022 Практическая
работа;

Заселение Земли человеком. Современная
численность населения мира. Изменение численности
населения во времени. Методы определения
численности населения, переписи населения.
Факторы, влияющие на рост численности населения.
Практическая работа №7. "Определение, сравнение
темпов изменения численности населения отдельных
регионов мира по статистическим материалам".

27. Размещение и плотность населения.

1

0

1

12.12.2022 Практическая
работа;

28. Народы и религии мира. Этнический состав населения
мира. Языковая классификация народов мира.
Мировые и национальные религии. География
мировых религий.

1

0

0

15.12.2022 Письменный
контроль;

29. Хозяйственная деятельность людей, основные её виды:

1

0

0

19.12.2022 Устный опрос;

30. Культурно-исторические регионы мира. Многообразие
стран, их основные типы. Профессия менеджер в сфере
туризма, экскурсовод.

1

0

0

22.12.2022

31. Практическая работа №9. "Сравнение занятий
населения двух стран по комплексным картам".

1

0

1

26.12.2022 Практическая
работа;

32. Африка. История открытия. Географическое положение 1

0

0

29.12.2023 Устный опрос;

33.

1

0

0

19.01.2023 Письменный
контроль;

1

0

0

24.01.2023 Тестирование;

35. Южная Америка. История открытия. Географическое
положение

1

0

0

26.01.2023 Устный опрос;

36. Южная Америка. Основные черты рельефа, климата и

1

0

1

31.01.2023 Практическая
работа;

1

0

0

02.02.2023

1

0

0

07.02.2023 Диктант;

1

0

1

09.02.2023 Практическая
работа;

Практическая работа №8. "Определение и сравнение
различий в численности, плотности населения
отдельных стран по разным источникам".

сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг. Их
влияние на природные комплексы. Комплексные
карты.
Города и сельские поселения.

34.

Африка. Основные черты рельефа, климата
и внутренних вод и определяющие их
факторы. Зональные и азональные
природные комплексы
Африка. Население. Политическая карта.
Крупнейшие по территории и численности населения
страны. Изменение природы под влиянием
хозяйственной деятельности человека

внутренних вод и определяющие их факторы.

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Зональные и азональные природные комплексы.
Практическая работа №10. Объяснение годового хода
температур и режима выпадения атмосферных
осадков в экваториальном климатическом поясе
37.

Южная Америка. Население. Политическая карта.
Крупнейшие по территории и численности
населения страны. Изменение природы под
влиянием хозяйственной деятельности человека

38. Австралия и Океания. История

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

открытия. Географическое
положение
39. Австралия и Океания. Основные черты рельефа,
климата и внутренних вод и определяющие их
факторы. Зональные и азональные природные
комплексы.
Практическая работа №11.Сравнение особенностей
климата Африки, Южной Америки и Австралии по
плану

40. Австралия и Океания. Население. Политическая

1

0

1

14.02.2023 Практическая
работа;

41. Антарктида — уникальный материк на Земле.
Практическая работа №13. Сравнение
географического положения двух
(любых)южных материков

1

0

1

16.02.2023 Практическая
работа;

42. Освоение человеком Антарктиды. Цели

1

0

1

21.02.2023 Практическая
работа;

1

0

0

28.02.2023 Тестирование;

1

0

0

02.03.2023 Устный опрос;

45. Северная Америка. Евразия. Основные черты рельефа.

1

0

0

07.03.2023

46.

1

0

1

14.03.2023 Практическая
работа;

47. Северная Америки. Климат, внутренние воды и
определяющие их факторы.

1

0

0

16.03.2023 Зачет;

48. Северная Америка. Евразия. Зональные и азональные
природные комплексы.

1

0

0

21.03.2023 Устный опрос;

49.

1

0

1

23.03.2023 Практическая
работа;

1

0

0

06.04.2023 Тестирование;

51. Северная Америка. Политическая карта. Крупнейшие по 1
территории и численности населения страны.

0

0

11.04.2023 Письменный
контроль;

52. Северная Америка. Евразия. Изменение природы под
влиянием хозяйственной деятельности человека.

1

0

0

13.04.2023 Устный опрос;

53. Евразия. История открытия и освоения. Географическое 1
положение.

0

0

18.04.2023 Диктант;

54. Евразия. Климат, внутренние воды и определяющие их
факторы.

0

0

20.04.2023 Письменный
контроль;

карта. Крупнейшие по территории и численности
населения страны. Изменение природы под влиянием
хозяйственной деятельности человека
Практическая работа №12.Описание Австралии или
одной из стран Африки или Южной Америки по
географическим картам

международных исследований материка в XX— XXI
вв. Современные исследования в Антарктиде. Роль
России в открытиях и исследованиях ледового
континента.
Практическая работа №14.
Объяснение особенностей размещения населения
Австралии или одной из стран Африки или Южной
Америки
43. Обобщение знаний по теме "Южные материки"
44.

Северная Америка. История открытия и
освоения. Географическое положение

Практическая работа №15 "Объяснение
распространения зон современного вулканизма и
землетрясений на территории Северной
Америки и Евразии".

Практическая работа №16 "Представление в виде
таблицы информации о компонентах природы
одной из природных зон на основе нескольких
источников информации".

50. Северная Америка. Население.

1

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

1

0

1

25.04.2023 Практическая
работа;

56. Евразия. Население.

1

0

0

27.04.2023

57. Евразия. Политическая карта. Крупнейшие по
территории и численности населения страны.

1

0

0

02.05.2023 Диктант;

58. Практическая работа №18 "Описание одной из стран
Северной Америки или Евразии в форме презентации"

1

0

1

04.05.2023 Практическая
работа;

59. Обобщение знаний по теме "Северные материки"

1

0

0

11.05.2023 Устный опрос;

60. Контрольная работа по теме "Северные материки" 1

1

0

16.05.2023 Контрольная
работа;

61. Влияние закономерностей географической оболочки

1

0

1

18.05.2023 Практическая
работа;

1

0

0

19.05.2023 Устный опрос;

1

0

0

22.05.2023 Устный опрос;

1

0

0

23.05.2023 Письменный
контроль;

65. Промежуточная аттестация. Итоговое
контрольное тестирование.

1

1

0

24.05.2023 Контрольная
работа;

66. Резерв.

1

0

0

25.05.2023 Устный опрос;

67. ВПР (резерв)

1

0

0

26.05.2023 ВПР;

68. Итоговый урок за курс географии 7 класса

1

0

0

29.05.2023 Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

3

19

55.

Практическая работа №17 "Объяснение
климатических различий территорий, находящихся на
одной географической широте, на примере умеренного
климатического пояса".

на жизнь и деятельность людей. Особенности

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

взаимодействия человека и природы на разных
материках.
Практическая работа №19. "Характеристика
изменений компонентов природы на территории
одной из стран мира в результате
деятельности человека".
62. Необходимость международного
сотрудничества
в использовании природы и её охране
63.

64.

Развитие природоохранной деятельности на
современном этапе (Международный союз
охраны природы, Международная
гидрографическая организация, ЮНЕСКО и др.)
Глобальные проблемы человечества: экологическая,
сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости
стран, продовольственная —и международные
усилия по их преодолению. Программа ООН и цели
устойчивого развития. Всемирное наследие
ЮНЕСКО: природные и культурные объекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.- «География. Материки и океаны: в 2ч. Ч.1. Планета, на
которой мы живём. Африка: учебник для 7 класса: М.: ООО «Русское слово»,2017.
2. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.-« География. Материки и океаны: в 2 ч. Ч. 2. Материки
планеты Земля: Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: учебник для
7 класса общеобразовательных организаций: М.: ООО «Русское слово»,2017.
3. Географический атлас. 7 класс. – М.: Дрофа, 2007.
4. Е.М.Домогацких, Е.Е.Домогацких Рабочая тетрадь по географии. 7 класс в 2-х
частях. – М.: Русское слово, 2013.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.- «География. Материки и океаны: в 2ч. Ч.1. Планета, на
которой мы живём. Африка: учебник для 7 класса: М.: ООО «Русское слово»,2017.
2. Географический атлас. 7 класс. – М.: Дрофа, 2007.
3. Е.М.Домогацких, Е.Е.Домогацких Рабочая тетрадь по географии. 7 класс в 2-х
частях. – М.: Русское слово, 2013.
Дополнительная литература:
1. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. Наш дом, Земля. – М.: Дрофа, 2009.
2. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2008.
3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Планета, на которой мы живем.
7 класс. – М.: Русское слово, 2008.
4. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов
- М.: Дрофа, 2012.
5. Крылова О.В. География. Материки и океаны.7 класс М. Просвещение 2012
6. Бондарева М.В.,Шидловский И.М.География. Проверочные и контрольные работы по географии. 7
класс

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/4/ http://geography.su/atlas/item/f00/s00/z0000000/
- Google планета Земля http://earth.google.com/

- блог ГЕОграфиня http://www.geografinya.blogspot.com
- ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/
- сервис YouTube (видеоролики для уроков)
- представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/.
- газета «География» http://geo. 1 september.ru/
- Географическое общество России http://rgo.org.ru/'
- клуб журнала «GEO» http: //www.geo.ru/
- журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Географические карты
Глобус Земли физический демонстрационный
Компьютер
Цифровой проектор
Экран настенный Энциклопедии
Иллюстрации по географии
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Географические карты, атласы, приложения к уроку.

Контрольно-измерительные материалы по географии для 7 класса
(образовательная программа основного общего образования)
Назначение контрольно-измерительных материалов – оценить уровень общеобразовательной
подготовки обучающихся 7 классов по географии.
Проверочная работа «Природа Земли»
Время, отводимое на выполнение работы: 20 минут.
Содержание работы: проверочная работа состоит из двух частей.
Часть 1 состоит из 9 заданий с выбором правильного ответа из четырех предложенных вариантов: 7
заданий базового уровня сложности, 2 задание повышенного уровня сложности.
Часть 2 содержит 3 задания с кратким ответом (из них 2 базового, 1 повышенного уровня сложности). В
части 2 используются разновидности заданий с кратким ответом: 1) задания, требующие записать ответ
в виде одного слова или нескольких слов..
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного,
метапредметного содержания, уровню подготовки, оценки заданий и времени выполнения представлено
в таблице.
Ном Уровень
Коды
Коды
Коды
Максималь- Примерное
ер
проверя проверяемы проверяемы ный
время
зада
емых
х
х элементов балл за
выполнени
ния
элемент требований
метапредвыполнение я задания
ов
к уровню
метного
задания
(мин)
подготовки
содержания
А1
базовый
3.1
3.1.1
3.1
1
2
А2
базовый
3.1
3.1.1
3.2
1
2.
А3
А4
А5
А6
А7

базовый
базовый
базовый
повышенный
повышенный

3.1
3.1
3.1
3.1
3.1

3.1.1
3.1.1
3.1.4
3.1.4
3.1.4

3.3
3.2
3.1
3.1
3.3

А8
А9
В1
В2
В3

базовый
базовый
базовый
базовый
повышенный

3.1
3.1
3.1
3.1
3.1

3.1.4
3.1.3
3.1.1
3.1.1
3.1.2

3.1
3.2
3.3
3.3
3.1

1
1
1
2
2 ( по 1
баллу за
верное
соответствие
)
1
1
1
1
2

2
1
1
1
2

1
2
2
1
3

Оценивание заданий
Номер
задания

Правильный ответ

Критерии
оценивания

А1.

Тихоокеанская литосферная плита

1

А2.

а) гранитный слой

1

А3.

б) на платформах

1

А4.

в) магматические

1

А5.

б) Солнце – нагрев земной поверхности – нагрев
воздуха
г) в южном полярном.

1

2

А8.

а) область экватора и умеренных широт - пояса
пониженного давления;
б) область полюсов и тропиков - пояса повышенного
давления
г) бриз

А9.

а) Байкал

1

В1

границы литосферных плит

1

В2.

литосферная плита

1

В3

неравномерное прогревание воды и господствующие
ветры

2

А6.
А7.

Всего

2

1

15

Перевод баллов к 5-балльной отметке
Баллы

Отметка

15

5

14-10

4

9-5

3

4 -0

2

Текст работы
А1. Одна из литосферных плит получила свое название по названию одного из океанов.
Укажите ее название?
А2. Какой слой материковой земной коры отличает ее от океанической:
а) гранитный слой
базальтовый слой
осадочный слой
нет.
А3. Где располагаются равнины:
а) в складчатых областях
на платформах
срединно-океанических хребтах
поднятиях.

б)
в)
г) отличий

б)
в) на
г) на

А4. Горные породы, образовавшиеся при остывании излившейся на поверхность магмы,
называются:
а) метаморфические
б) осадочные
в) магматические
г)химические
А5. Какая схема нагрева воздуха является верной:
а) Солнце – нагрев воздуха – нагрев земной поверхности;
б) Солнце – нагрев земной поверхности – нагрев воздуха.
А6. В
каком поясе освещенности бывает полярная ночь?
а) южном умеренном
б) тропическом
в) северном умеренном;

г) южном полярном.

А7. Установите соответствие между широтами и поясами пониженного или повышенного
атмосферного давления
а) область
экватора и умеренных широт
1. пояса повышенного давления
б)область полюсов и тропиков
2. Пояса пониженного давления
А8. Ветры, меняющие свое направление два раза в день:
а) пассаты
б) муссоны в) западные ветры
г) бриз
А9. Самое глубокое и чистое озеро мира:
а) Байкал б) Мертвое море в) Виктория г) Верхнее
В1. Зоны землетрясений и вулканизма?
В2. Крупный стабильный участок земной коры это......?
В3. Дополни правильно предложение: Главная причина образования течений – это ..?
Проверочная работа «Население Земли»
Время, отводимое на выполнение работы: 20 минут.
Содержание работы: проверочная работа состоит из двух частей.
Часть 1 состоит из 9 заданий с выбором правильного ответа из четырех предложенных вариантов: 8
заданий базового уровня сложности, 1 задание повышенного уровня сложности.
Часть 2 содержит 3 задания с кратким ответом (из них 2 базового, 1 повышенного уровня
сложности). В части 2 используются разновидности заданий с кратким ответом.
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного,
метапредметного содержания, уровню подготовки, оценки заданий и времени выполнения представлено
в таблице.
Ном Уровень
Коды
Коды
Коды
Максималь- Примерное
ер
проверя проверяемы проверяемы ный
время
зада
емых
х
х элементов балл за
выполнени
ния
элемент требований
метапредвыполнение я задания
ов
к уровню
метного
задания
(мин)
подготовки
содержания
А1
базовый
3.2
3.2.1
3.2
1
1
А2
базовый
3.2
3.2.1
3.2
1
1.
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9

базовый
базовый
повышенный
базовый
базовый
базовый
базовый

3.2
3.2
3.2
3.2
3.2
3.2
3.2

3.2.1
3.2.1
3.2.2
3.2.2
3.2.2
3.2.3
3.2.2

3.2
3.1
3.3
3.2
3.2
3.2
3.4

1
1
2
1
1
1
2 ( по1,0
баллу за
каждое
верное
соответствие

2
1
3
1
1
2
3

В1

базовый

3.2

3.2.3

3.1

)
1

В2

повышенный

3.2

3.2.2

3.4

2

2

В3

базовый

3.2

3.2.3

3.1

1

1

1

Оценивание заданий
Номер
задания

Правильный ответ

Критерии
оценивания

А1.

в) христианство

1

А2.

а) английский

1

А3.

б) ислам

А4.

в) китайцы

1

А5.

б) в Восточном полушарии – в Евразии и Африке

2

А6.

в) Россия

1

А7.

б) Индия

1

А8.

1

В1

а) в сфере услуг
в) в промышленном производстве
1,3
а) экономически развитые страны
2,4
б) развивающиеся страны
Городская агломерация

В2.

Экономически развитые страны

2

В3

Туристический центр

1

А9.

в) христианство

г) буддизм

Всего

1

2
1

15

Перевод баллов к 5-балльной отметке
Баллы

Отметка

15

5

14-9

4

8-5

3

4-0

2

Текст работы
А1. Большинство людей исповедуют:
а) конфуцианство б) ислам в) христианство

г) буддизм.

А2. Самым распространённым в мире языком является:
а) английский б) китайский
в) хинди
г) русский.
А1.Сколько в мире официально признанных международных языков :
а) 4
б) 3
в) 6 г)5
А2. Сколько в мире мировых религий:
а) 4 б) 3 в) 5 г) 1
А3. Какие религии относятся к мировым:
а) конфуцианство б) ислам в) христианство
г) буддизм
А 4. Самый многочисленный народ в мире:
а) русские
в) китайцы
б) арабы
г) американцы
А5. Большая часть населения Земли проживает:
а) в Южном полушарии – в Южной Америке и Австралии
б) в Восточном полушарии – в Евразии и Африке
в) в Западном полушарии – Северной и Южной Америке.
А6. Самая большая по площади страна мира:
а) Китай б) Австралия в) Россия г) США
А7. Выберите самую большую по численность населения страну:
а) Россия б) Индия в) Япония г) Бразилия
А8. В городе население занято:
а) в сфере услуг
б) в сельском хозяйстве
в) в промышленном производстве
А 9. Установите соответствие между страной и уровнем её развития:
1) Великобритания.
а) Экономически развитые страны.
2) Индия.
б) Развивающиеся страны.
3) Япония.
4) Алжир
В1. Скопление мелких городов вокруг крупного города, объединенных между собой различными
связями называется …..?
В2. Страна, в структуре экономики которой большую долю занимает сфера услуг, относится к
странам….?
В3. Определите, к какому типу городов относится Париж……?
Проверочная работа «Африка»
Время, отводимое на выполнение работы: 20 минут.
Содержание работы: проверочная работа состоит из двух частей.
Часть 1 состоит из 10 заданий с выбором правильного ответа из трех предложенных вариантов: 9
заданий базового уровня сложности, 1 задание повышенного уровня сложности.

Часть 2 содержит 3 задания с кратким ответом (из них 2 базового, 1 повышенного уровня сложности). В
части 2 используются разновидности заданий с кратким ответом: 1) задания, требующие записать ответ
в виде одного слова или нескольких слов.
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного,
метапредметного содержания, уровню подготовки, оценки заданий и времени выполнения представлено
в таблице.
Ном Уровень
Коды
Коды
Коды
Максималь- Примерное
ер
проверя проверяемы проверяемы ный
время
зада
емых
х
х элементов балл за
выполнени
ния
элемент требований
метапредвыполнение я задания
ов
к уровню
метного
задания
(мин)
подготовки
содержания
А1
базовый
3.3
3.3.1
3.1
1
1
А2
базовый
3.3
3.3.1
3.2
1
1.
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
В1
В2
В3

базовый
базовый
базовый
базовый
повышенный
базовый
базовый
базовый
базовый
базовый
повышенный

3.3
3.3
3.3
3.3
3.3
3.3
3.3
3.3
3.3
3.3
3.3

3.3.1
3.3.1
3.3.1
3.3.1
3.3.1
3.3.1
3.3.1
3.3.1
3.3.1
3.3.1
3.3.1

3.4
3.1
3.2
3.2
3.3
3.2
3.2
3.3
3.3
3.1
3.3

1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
3

2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
3

Оценивание заданий
Номер
задания

Правильный ответ

Критерии
оценивания

А1.

в) северным и южным тропиками

1

А2.

б) возвышенности и плоскогорья

1

А3.

в) г. Килиманджаро

1

А4.

а) 900 млн. чел

1

А5.

б) Арабский

1

А6.

б) Нил

1

А7.

б) саванны

2

А8.

б) Нигерия

1

А9.

а) Ливии, Нигерии, Алжире

1

А10

а) дождевое

1

В1.

Древняя платформа.

2

В2

климат

1

В3

32о + 35о = 67о

3

67о * 111,3 км = 7457,1 км
Всего
Перевод баллов к 5-балльной отметке

17

Баллы

Отметка

17

5

16-11

4

10-6

3

5-0

2

Текст работы
А1. Большая часть территории Африки находится между:
экватором и северным тропиком
экватором и южным тропиком
в) северным и южным тропиками
А2. В рельефе Африки преобладают
низменности
возвышенности и плоскогорья
горы
А3.Высочайшая вершина Африки
Кения
Тубкаль
Килиманджаро

а)
б)
а)
б)
в)
а) г.
б) г.
в) г.

А4. Население Африки составляет:
а) 900 млн. чел.
б) 850 млн. чел.
в) 1 млрд.300 чел.
А5. Самый распространенный язык:
а) Английский б) Арабский в) Африканский
А6. Самая длинная река Африки
Конго
Нил
Нигер
А7.Природная зона, занимающая 40% площади материка

а)
б)
в)

а) экваториальные леса
саванны
в) пустыни
А8. Самая крупная страна по населению:
Египет
Нигерия
ЮАР
А9.Где расположены крупнейшие месторождения нефти и газа:
а) Ливии, Нигерии, Алжире
б) Ливии, Нигерии, Заире
в) Алжире, Ливии, Конго
А10.Какое питание имеют реки Африки:
а) дождевое б)снеговое в) грунтовое г) смешанное
В1. Что находится в основании большей части материка?
В2. Многолетний режим погоды, характерный для данной местности это....?.

б)
а)
б)
в)

В3. Определите протяженность Африки с севера на юг по 20º в.д.

Проверочная работа « Южная Америка»
Время, отводимое на выполнение работы: 15 минут.
Содержание работы: проверочная работа состоит из двух частей.
Часть 1 состоит из 9 заданий с выбором правильного ответа из трех предложенных вариантов: 7 заданий
базового уровня сложности, 2 задание повышенного уровня сложности.
Часть 2 содержит 3 задания с кратким ответом (из них 2 базового, 1 повышенного уровня сложности). В
части 2 используются разновидности заданий с кратким ответом: 1) задания, требующие записать ответ
в виде одного слова или нескольких слов.
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного,
метапредметного содержания, уровню подготовки, оценки заданий и времени выполнения представлено
в таблице.
Ном Уровень
Коды
Коды
Коды
Максималь- Примерное
ер
проверя проверяемы проверяемы ный
время
зада
емых
х
х элементов балл за
выполнени
ния
элемент требований
метапредвыполнение я задания
ов
к уровню
метного
задания
(мин)
подготовки
содержания
А1
базовый
3.3
3.3.2
3.1
1
1
А2
базовый
3.3
3.3.2
3.2
1
1.
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
В1
В2
В3

базовый
повышенный
повышенный
базовый
базовый
базовый
базовый
базовый
Повышенный
базовый

3.3
3.3
3.3
3.3
3.3
3.3
3.3
3.3
3.3
3.3

3.3.2
3.3.2
3.3.2
3.3.2
3.3.2
3.3.2
3.3.2
3.3.2
3.3.2
3.3.2

3.2
3.1
3.1
3.2
3.4
3.1
3.1
3.3
3.1
3.1

Оценивание заданий

1
2
2
1
1
1
1
1
2
1

1
1
2
1
2
1
1
1
2
1

Номер
задания
А1.
А2.

Правильный ответ

Критерии
оценивания

в) 4

1

б) влажный

1

А3.

б) в субэкваториальном климатическом поясе

1

А4.

а) влияние океанов и низкое атмосферное давление

2

А5.

а) португальский

2

А6.

в) восточная

1

А7.

в) Титикака

1

А8.

а) пассаты

1

А9.

а) Амазонская низменность

1

В1.

Панамский

1

В2

Игуасу

2

В3

пролив Дрейка

1

Всего

15

Перевод баллов к 5-балльной отметке
Баллы

Отметка

15

5

14-8

4

7-5

3

4-0

2

Текст работы
А1. Материк Южная Америка по площади занимает ... место среди материков?
а) 2

б)3

в) 4

А2. Южная Америка самый ... материк?
сухой
б) влажный
в) холодный

а)

А3. Большая часть Южной Америки расположена…
а) в экваториальном климатическом поясе
б) в субэкваториальном климатическом поясе
в) в тропическом климатическом поясе
А4. К основным факторам формирования климата севера Южной Америки относятся:
а) влияние океанов и низкое атмосферное давление
близость Антарктиды и высокое атмосферное давление
в) близость Северной Америки и высокогорный рельеф

б)

А5. 90 % населения Бразилии говорит на языке:
а) португальский в) испанский б) английский
А6. Какая часть материка Южная Америка равнинная?
а) северная

б) южная

в) восточная

А7. В Андах расположено самое большое высокогорное озеро мира?
а) Эйр-Норт

б) Патус

в) Титикака

А8. Какие ветры приносят в Южную Америку наибольшее количество осадков?
а) пассаты
б) западные
в) муссоны
А9. Какая равнина самая крупная?
а) Амазонская низменность

б) Оринокская низменность

в) Бразильское плоскогорье

В1. Название канала, разделяющего Южную и Северную Америку?
В2. Река разбивается на 300 струй и потоков, разделенных скалистыми островками и густой
растительностью - это один из красивейших водопадов на Земле, назовите его?
В3. От Антарктиды Южную Америку отделяет...?

Проверочная работа « Северная Америка»
Время, отводимое на выполнение работы: 15 минут.
Содержание работы: проверочная работа состоит из двух частей.
Часть 1 состоит из 7 заданий с выбором правильного ответа из трех предложенных вариантов: 6 заданий
базового уровня сложности, 1 задание повышенного уровня сложности.
Часть 2 содержит 4 задания с кратким ответом (из них 3 базового, 1 повышенного уровня сложности). В
части 2 используются разновидности заданий с кратким ответом: 1) задания, требующие записать ответ

в виде одного слова или нескольких слов.
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного,
метапредметного содержания, уровню подготовки, оценки заданий и времени выполнения представлено
в таблице.
Ном Уровень
Коды
Коды
Коды
Максималь- Примерное
ер
проверя проверяемы проверяемы ный
время
зада
емых
х
х элементов балл за
выполнени
ния
элемент требований
метапредвыполнение я задания
ов
к уровню
метного
задания
(мин)
подготовки
содержания
А1
базовый
3.3
3.3.3
3.2
1
1
А2
базовый
3.3
3.3.3
3.1
1
1.
А3
А4
А5
А6
А7
В1
В2
В3
В4

базовый
базовый
базовый
повышенный
базовый
базовый
базовый
базовый
повышенный

3.3
3.3
3.3
3.3
3.3
3.3
3.3
3.3
3.3

3.3.3
3.3.3
3.3.3
3.3.3
3.3.3
3.3.3
3.3.3
3.3.3
3.3.3

3.2
3.3
3.1
3.4
3.1
3.3
3.1
3.2
3.2

1
1
1
2
1
2
1
1
3 (по1 баллу
за верный
ответ)

1
2
1
1
1
2
1
2
3

Оценивание заданий
Номер
задания

Правильный ответ

Критерии
оценивания

А1.

б) северный полярный круг

1

А2.

а) северном и западном полушариях

1

А3.

а ) Гудзонов,Мексиканский

1

А4.

б) Лабрадор

1

А5.

б) Ф.Магеллан

1

А6.

а) северная часть равнин

2

А7.

б) Макензи

1

В1.

древний ледник

2

В2

Верхнее

1

В3

США, Канада, Мексика

1

В4

Пять великих озер Северной Америки: Верхнее,
Гурон, Мичиган, Онтарио, Эри. Миссисипи,
Ниагарский водопад

3

Всего
Перевод баллов к 5-балльной отметке

15

Баллы

Отметка

15

5

14-9

4

8-5

3

4-0

2

Текст работы
А1.Через материк проходит:
а )экватор
б) северный полярный круг

в) южный тропик

А2. Северная Америка расположена в полушариях:
а) северном и западном б) восточном и западном в) южном и западном
А3.Водами каких заливов омывается материк:
а)Гудзонов,Мексиканский б)Гудзонов, Бенгальский

в)Гвинейский, Бенгальский
А4.

Дополните: На северо-востоке материка расположен полуостров:
а)Флорида
б)Лабрадор
в)Калифорния
А5.Кто первым достиг берегов Северной Америки:
а) А.Веспуччи
б) Ф.Магеллан
в) Х.Колумб
А6.Где концентрируются рудные полезные ископаемые?
а)северная часть равнин
б)горы Аппалачи
в)полуостров Флорида
А7.Укажите реку бассейна Северного Ледовитого океана:

а)Колумбия

б)Макензи

в)Колорадо

Что оказало влияние на рельеф северной части материка:
а) землетрясение б) ветер в) древний ледник
А5. Самый распространенный язык:
а) португальский в) испанский б) английский
А6. Выход к океанам имеют:
а) все страны Северной Америки
б) все страны, кроме одной
в) все страны, кроме двух
А7. Какой город является столицей Канады:
а) Мехико б) Оттава
в) Торонто

В1. Что оказало влияние на рельеф северной части материка?
В2. Какое озеро Северной Америки самое пресноводное озеро в мире?
В3. Назовите крупные страны Северной Америки?
В4. Приведите примеры объектов Северной Америки, включенных в Список Всемирного
природного и культурного наследия.
Проверочная работа по теме « Евразия»
Время, отводимое на выполнение работы: 20 минут.
Содержание работы: проверочная работа состоит из двух частей.
Часть 1 состоит из 10 заданий с выбором правильного ответа из трех предложенных вариантов: 8
заданий базового уровня сложности, 2 задание повышенного уровня сложности.
Часть 2 содержит 3 задания с кратким ответом (из них 2 базового, 1 повышенного уровня сложности). В
части 2 используются разновидности заданий с кратким ответом: 1) задания, требующие записать ответ
в виде одного слова или нескольких слов.
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного,
метапредметного содержания, уровню подготовки, оценки заданий и времени выполнения представлено
в таблице.
Ном Уровень
Коды
Коды
Коды
Максималь- Примерное
ер
проверя проверяемы проверяемы ный
время
зада
емых
х
х элементов балл за
выполнени
ния
элемент требований
метапредвыполнение я задания
ов
к уровню
метного
задания
(мин)
подготовки
содержания
А1
базовый
3.3
3.3.4
3.2
1
1
А2
базовый
3.3
3.3.4
3.1
1
1.
А3
базовый
А4
базовый
А5
базовый
А6
базовый
А7
повышенный
А8
базовый
А9
базовое
А10 повышенное
В1
повышенный
В2
базовый
В3
базовый
Оценивание заданий

3.3
3.3
3.3
3.3
3.3
3.3
3.3
3.3
3.3
3.3
3.3

3.3.4
3.3.4
3.3.4
3.3.4
3.3.4
3.3.4
3.3.4
3.3.4
3.3.4
3.3.4
3.3.4

3.3
3.2
3.2
3.4
3.1
3.1
3.1
3.2
3.4
3.7
3.2

2
1
1
2
2
1
2
2
2
2
2

2
1
1
2
2
1
2
1
2
2
2

Номер
задания

Правильный ответ

Критерии
оценивания

А1.

а) мыс Челюскин

А2.

а) низменность

А3.

б) тектоническое

2

А4.

в) России

1

А5.

б) Кавказские горы

1

А6.

в) во всех поясах – от арктического до экваториального

2

А7.

в) теплое течение Куросио

2

А8.

б) Японские

1

А9

б) Индия

2

А10

в) нефтью

2

В1.

Япония

2

В2

Франция

2

В3

Германия

2

1
б) горы

в) низменность

Всего

1

21

Перевод баллов к 5-балльной отметке
Баллы

Отметка

21

5

20-14

4

13-6

3

5-0

2

Текст работы
А1.Крайняя северная точка Евразии:
а) мыс Челюскин б) мыс Дежнева в) мыс Рока
А2. Дополните названия географическим объектам:
а) Западно-Сибирская…….
б) Алтайские……………
в) Индо-Гангская………………….
А3. Какое происхождение имеет озеро Байкал?
А)
ледниковое б) тектоническое в) карстовое
А4. Ненцы, коми, ханты, чукчи проживают в:
а) Германии б) Белоруссии в) России
А5. Горная система расположена на юго-западе России, величайшая гора которой является г.
Эльбрус 5642м и г. Казбек 5033м:
а) Гималаи
б) Кавказские горы
в)Уральские горы
А6. Евразия находится в:
а) арктическом и умеренном поясах
б)
субтропическом и тропическом
в) во всех поясах – от арктического до экваториального.
А7. Почему на тихоокеанском побережье Евразии в субтропическом поясе воздушные массы с
океана приносят большое количество осадков, потоки дождя льют на землю, не переставая,
пополняя реки Хуанхэ, Ганг, Амур водой:
а) горы задерживают осадки б) холодное течение западных ветров
в) теплое
течение Куросио
А8. Какие острова больше всего страдают от тайфунов?
а) Новая Земля
б) Японские
в) Сицилия
А9. Самая многонациональная страна в Евразии:
а) Китай
б) Индия
в) Россия
А10. Какими полезными ископаемыми богаты страны Юго-Западной Азии?
а) медной рудой
б) углем
в) нефтью
В1. Небольшая по площади азиатская страна, расположена на 4 крупных островах. Теплое
течение Куросио смягчает ее климат. Большие бедствия стране приносят тайфуны,
землетрясения и вулканизм. Основа питания населения- рыба, водоросли, морская капуста, ежи,
осьминоги. Высокоразвитая страна производит легковые автомобили, телевизоры, компьютеры,
морские судна?
В2. Определите страну по ее описанию - « ее называют раем для туристов. Самые посещаемые
места в ней – Сорбона, Лувр, Елисейские поля, Эйфелева башня»
В3. Страна знаменита Брандергбургскими воротами, химическими товарами и сосисками?

Годовая контрольная работа
Время, отводимое на выполнение работы: 40 минут.
Содержание работы: контрольная работа состоит из трѐх частей.
Часть 1 состоит из 10 заданий с выбором правильного ответа из трех предложенных вариантов: 8
заданий базового уровня сложности, 2 задания повышенного уровня сложности.

Часть 2 содержит 4 задания с кратким ответом (из них 2 базового, 2 повышенного уровня сложности). В
части 2 используются разновидности заданий с кратким ответом: 1) задания, требующие записать ответ
в виде одного слова.
Часть 3 содержит 2 задания с развернутым ответом (С1- задание повышенного уровня сложности; С2 задание высокого уровня), где требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный
вопрос.
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного,
метапредметного содержания, уровню подготовки, оценки заданий и времени выполнения представлено
в таблице.
Ном Уровень
ер
зада
ния

Коды
проверяе
мых
элементов

Коды
Проверяемых
требований
к уровню
подготовки

Коды
проверяем
ых
элементов
метапредметного
содержани
я
3.1
3.1

Максимальный
балл за
выполнение
задания

Примерное
время
выполнени
я задания

А1
А2

базовый
базовый

3.2
3.3

3.2.1
3.3.5

1
1

1 мин.
1 мин.

А3

бзовый

3.1

3.1.1

1

2мин

3.1.2

3.1
3.2
3.4

А4

базовый

3.1

1

2 мин.

А5.

повышенный

3.1

3.1.3

3.2

4 (по 1,0
баллу за
соответствие)

3мин

А6

базовый

3.1

3.1.5

3.2

1

2 мин.

А7

повышенный

3.1

3.1.5

1

3 мин.

А8
А9
А10

базовый
базовый
базовый

3.3
3.3
3.3

3.3.1
3.3.5
3.3.3

3.1
3.4
3.3
3.1
3.2

1
1
1

2 мин.
2 мин.
2 мин.

В1
В2
В3
В4.

повышенный
базовый
базовый
повышенный

3.3
3.3
3.3
3.3

3.3.6
3.3.2
3.3.3
3.3.4

3.3
3.4
3.4
3.4

2
2
1
3

3мин
2мин
2мин
3мин

С1.

повышенный

3.1

3.1.5

3.5

3

4мин

С2.

высокий

3.1

3.1.5

3.5

3

4мин

Оценивание заданий
Номер
задания

Правильный ответ

Критерии
оценивания

А1

б) китайцы

1

А2

Тихоокеанская

1

А3

б) на платформах

1

А4

б) Солнце – нагрев земной поверхности – нагрев

1

А6.

воздуха
1) Лена - г) Евразия
2) Амазонка
- в) Южная Америка
3) Конго
- б) Африка
4) Миссисипи - а) Северная Америка
в) г. Килиманджаро

А7.

а) португальский

1

А8

б) Швеции

1

А9

в) нефтью

1

А10.

б) Индия

1

В1

Япония

2

В2

Озеро Верхнее

2

В3

Панамский канал

1

В4

32о + 35о = 67о

3

А5

4

1

67о * 111,3 км = 7457,1 км
С1

С2

1.в районе моря выпадает мало осадков
2.в него не впадают крупные реки
3.испаряемость высокая, т.к оно находится в
тропических широтах
это море водорослей в Атлантическом океане, оно не
имеет берегов

Итого19

3
27

Система оценивания заданий части 3
№ задания
Система оценивания заданий
С1
а) приведено три причины
б) приведено две причины
в) приведена одна причина
С2

3

а) приведено не мене двух причин
б) приведена одна причина

Перевод баллов к 5-балльной отметке
Баллы

Отметка

27

5

26-18

4

17-8

3

7-0

2

Баллы
3
2
1
3
1

Текст работы
А 1. Самый многочисленный народ в мире:
а) русские
б) китайцы
в) арабы
А2. Одна из литосферных плит получила свое название по названию одного из океанов. Укажите
ее название?
А3. Где располагаются равнины:
а) в складчатых областях
б)
на платформах
в) на
срединно-океанических хребтах
А4. Какая схема нагрева воздуха является верной:
а) Солнце – нагрев воздуха – нагрев земной поверхности;
б) Солнце – нагрев земной поверхности – нагрев воздуха.
А5.Установите соответствие между рекой и материком, на котором она находится:
1) Лена а) Северная Америка
2) Амазонка
- б) Африка
3) Конго
в) Южная Америка
4) Миссисипи - г) Евразия
А6. Высочайшая вершина Африки
Кения
б) г. Тубкаль
в) г. Килиманджаро
А7. 90 % населения Бразилии говорит на языке:
а) португальский в) испанский б) английский

а) г.

А8. Месторождения железной руды разрабатываются в:
а)Норвегии б) Швеции в) Исландии
А9. Какими полезными ископаемыми богаты страны Юго-Западной Азии?
а) медной рудой
б) углем
в) нефтью
А10. Самая многонациональная страна в Евразии:
а) Китай
б) Индия
в) Россия
В1. Небольшая по площади азиатская страна, расположена на 4 крупных островах. Теплое
течение Куросио смягчает ее климат. Большие бедствия стране приносят тайфуны,
землетрясения и вулканизм. Основа питания населения- рыба, водоросли, морская капуста, ежи,
осьминоги. Высокоразвитая страна производит легковые автомобили, телевизоры, компьютеры,
морские судна?
В2. Какое озеро Северной Америки самое пресноводное озеро в мире?
В3. Название канала, разделяющего Южную и Северную Америку?
В4. Определите протяженность Африки с севера на юг по 20º в.д.
С1.Почему Красное море является самым соленым морем Индийского океана.
С2. В чем уникальность Саргассова моря


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 28.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(35361) 61-1-31

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».