Программа воспитания МБОУ Зиянчуринская СОШ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................................................................ 2
1.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ГИМНАЗИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ... 4

2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ................................................................................................... 5

3.

ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ................................................................. 9

4.

3.1.

Модуль «Ключевые общешкольные дела» ............................................................................... 9

3.2.

Модуль «Классное руководство» ............................................................................................ 10

3.3.

Модуль «Курсы внеурочной деятельности»........................................................................... 12

3.4.

Модуль «Школьный урок» ....................................................................................................... 13

3.5.

Модуль «Самоуправление» ...................................................................................................... 15

3.6.

Модуль «Детские общественные объединения» .................................................................... 16

3.7.

Модуль «Волонтерство» ........................................................................................................... 17

3.8.

Модуль «Связь поколений» ..................................................................................................... 18

3.9.

Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» ........................................................................... 18

3.10.

Модуль «Профориентация» ................................................................................................. 19

3.11.

Модуль «Школьные медиа» ................................................................................................. 20

3.12.

Модуль «Организация предметно-эстетической среды» .................................................. 20

3.13.

Модуль «Работа с родителями» ........................................................................................... 21

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ............... 22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания МБОУ «Зиянчуринская СОШ» является обязательной
частью Основных общеобразовательных программ начального общего образования,
основногообщего образования и среднего общего образования.
Программа воспитания направлена на гармоничное вхождение обучающихся
гимназии

в

социальный

мир

и

налаживания

ответственных

взаимоотношений

с окружающими их людьми.
В центре программы воспитания МБОУ «Зиянчуринская СОШ» в соответствии с
Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего
образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них
системных

знаний

о

различных

аспектах

развития

России

и мира. Одним из результатов реализации программы является приобщение обучающихся
к российским традиционным духовным ценностям (базовым национальным ценностям),
правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа

призвана

обеспечить

достижение

обучающимися

личностных

результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и
обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное
участие в социально-значимой деятельности.
Программа показывает, каким образом педагогические работники (учитель,
классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, педагогорганизатор, воспитатель) могут реализовать воспитательный потенциал их совместной
с обучающимися деятельности и тем самым сделать гимназию воспитывающей
организацией.
Программа воспитания – это описание системы возможных форм и методов работы
с обучающимися.
Программа воспитания МБОУ «Зиянчуринская СОШ» включает в себя четыре
основных раздела:
раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в
котором раскрывает специфику деятельности гимназии.
раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных
НАЦИОНАЛЬНЫХ ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые
гимназии предстоит решать для достижения цели.
раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором показывается,
каким образом осуществляется достижение поставленных цели и задач воспитания.

Данный раздел состоит из 6 инвариантных и 7 вариативных модулей, каждый из
которых ориентирован на одну из поставленных задач воспитания и соответствует
одному из направлений воспитательной работы МБОУ «Зиянчуринская СОШ»
Инвариантными модулями Программы воспитания являются:
«Классное руководство»,
«Школьный урок»,
«Курсы внеурочной деятельности»,
«Работа с родителями»,
«Самоуправление»
«Профориентация»
Вариативными модулями Программы воспитания являются:
«Ключевые общешкольные дела»,
«Детские общественные объединения»,
«Волонтерство»,
«Связь поколений»
«Экскурсии, экспедиции, походы»,
«Школьные медиа»,
«Организация предметно-эстетической среды»
Модули

в

программе

воспитания

располагаются

в

соответствии

с их значимостью в системе воспитательной работы МБОУ «Зиянчуринская СОШ».
Деятельность педагогических работников школы в рамках комплекса модулей направлена
на достижение результатов освоения основной образовательной программы общего
образования.
раздел

«Основные

направления

самоанализа

воспитательной

работы»,

в котором демонстрируется осуществляемый в МБОУ «Зиянчуринская СОШ» самоанализ
воспитательной работы с учетом направлений, критериев и способов его осуществления.
К программе воспитания МБОУ «Зиянчуринская СОШ» прилагается ежегодный
календарный план воспитательной работы, с учетом целевых приоритетов уровней
общего образования.

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ГИМНАЗИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Процесс воспитания в МБОУ «Зиянчуринская СОШ» основывается на
следующих
принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительного соблюдения законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка
при нахождении в гимназии;
- ориентира на создание в школе психологически комфортной среды для каждого
ребенка и

взрослого,

без

которой

невозможно конструктивное взаимодействие

школьников и педагогов;
- реализации процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых

общностей,

которые

бы

объединяли

детей

и

педагогов

яркими

и

содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- организации основных совместных дел обучающихся и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
- системности, целесообразности и нешаблонности воспитания как условий его
эффективности.
Основными традициями воспитания в МБОУ «Зиянчуринская СОШ» являются
следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и школьников – коллективная разработка,
коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их
результатов;
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами и максимально поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие школьников;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

- ключевой фигурой воспитания является классный руководитель, реализующий по
отношению

к

детям

защитную,

личностно

развивающую,

организационную,

посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный

национальный

воспитательный

–

это

высоконравственный,

творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей

страны,

укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек) цель воспитания в МБОУ «Зиянчуринская СОШ» –
личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
в усвоении ими знаний

основных

норм,

которые

общество

выработало

на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
в развитии их позитивных отношений к

этим общественным ценностям

(то есть в развитии их социально значимых отношений);
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения

сформированных

знаний

и

отношений

на

практике

(то

есть

в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогических работников школы не на обеспечение
соответствия

личности

обучающегося

единому

уровню

воспитанности,

а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим
осуществляется сочетание усилий педагогического работника по развитию личности
обучающегося

и

усилий

самого

обучающегося

по

своему

саморазвитию.

сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха

Их
в

достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
обучающихся позволяет выделить в ней целевые приоритеты, соответствующие трем
уровням общего образования.
Целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования.

На уровне начального общего образования - создание благоприятных условий
для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и
традиций того общества, в котором они живут, а именно:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или
дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных
в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором
улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать
слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно
относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему
общественных отношений.
2. На уровне основного общего образования - создание благоприятных условий
для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных
отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую
нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека,
как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,
театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным

социальным

партнерам,

с

которыми

необходимо

выстраивать

доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
-

к

самим

себе

как

хозяевам

своей

судьбы,

самоопределяющимся

и

самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся на ступени основного
общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их
стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому
миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их
собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций.
3. На уровне среднего общего образования - создание благоприятных условий для
приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в
целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на
улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества,
опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения
и самореализации.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели,
позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему
лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее
налаживать

коммуникацию

с

окружающими,

увереннее

себя

чувствовать

во

взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного
социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных
ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для
себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся способствует решение
следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и
анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни гимназии;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ;

6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школьных детских
общественных объединений и организаций;
7) организовывать в школе волонтерскую деятельность и привлекать к ней
обучающихся для освоения ими новых видов социально значимой деятельности;
8) воспитывать патриотическое сознание школьников;
9) организовывать

для

обучающихся

экскурсии,

экспедиции,

походы

и

реализовывать их воспитательный потенциал;
10) организовывать профориентационную работу со школьниками;
11) организовать

работу

школьных

бумажных

и

электронных

медиа,

реализовывать их воспитательный потенциал;
12) развивать

предметно-эстетическую

среду

школы

и

реализовывать

ее

воспитательные возможности;
13) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития
детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным
способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1.

Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в
которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми.
Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых,
способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к
происходящему в школе.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы
работы:
На внешкольном уровне:
- социальные проекты «Наш класс и его дела».

Ежегодно в сентябре начинается старт марафона социального проектирования
«Наш класс и его дела». На протяжении многих лет «Наш класс и его дела» является
звеном, объединяющим учеников, родителей и учителей. Вся воспитательная работа,
внеурочная

деятельность класса в течение года строится вокруг одного проекта: подбираются
экскурсии, организуются мероприятия, направления социального партнерства и т.д. Темы
проектов разные, так как зоны социальной ответственности дети определяют для себя по
своим интересам и возможностям.
На школьном уровне:
- «Смотр строя и песни» - военно-патриотическая игра, посвященная Дню
Защитника Отечества, направленная на привлечение детей к здоровому образу жизни,
занятиям военно-прикладными видами спорта;
- «Турнир

имени

Кондратьева» -

спортивное

мероприятие,

посвященное

Международному Женскому Дню, направленное на развитие чувства коллективизма,
сплоченности, ответственности;
- «Твои таланты, школа!» - конкурс, направленный на сплочение классных
коллективов, поднятие эмоционального фона обучающихся;
- «Ученик года» - конкурс, направленный на выявление наиболее активных и
творческих детей, анализ результативности деятельности педагогического коллектива
школы по реализации программы «Одаренные дети», выявление лидеров ученического
самоуправления классных коллективов.
На уровне классов:
- выбор актива класса и делегирование в совет председателей комитетов классов,
ответственных за подготовку школьных ключевых дел;
- участие классов в реализации школьных ключевых делах (КТД «Служить
России», посвященное Дню защитника Отечества, КТД «Мы славим женщину, чье имя
мать», посвященное Международному Женскому Дню, КТД «Салют, Победа!»).
На индивидуальном уровне:
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, ведущих и т.п.;
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки и проведения ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и

младшими

школьниками, с педагогами и другими взрослыми.

3.2.

Модуль «Классное руководство»

Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом;
индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями,

преподающими в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными
представителями.
Работа с классом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой,
спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной
направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными
потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, –
установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них
значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности
ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления
школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме,
создания благоприятной среды для общения;
- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя
подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие
подарки и розыгрыши;
- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить
нормы и правила общения, которым они должны следовать в гимназии.
Индивидуальная работа с обучающимися:
- изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
классного руководителя с родителями гимназистов, с преподающими в его классе
учителями, а также (при необходимости) – с педагогом-психологом;
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии,
вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема

трансформируется классным руководителем в задачу для гимназиста, которую они
совместно стараются решить;
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через включение

в

проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым
вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
обучающимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от
учебной, обстановке.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их
детей, о жизни класса в целом;
-

помощь родителям обучающихся или их законным представителям в

регулировании

отношений

между

ними,

администрацией

школы

и

учителями-

предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания учащихся;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении школой и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.

3.3.
Воспитание

Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
на

занятиях

школьных

преимущественно осуществляется через:

курсов

внеурочной

деятельности

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация

воспитательного

потенциала

курсов

внеурочной

деятельности

происходит в рамках следующих выбранных учащимися видов деятельности:
Вид детской деятельности
Познавательная деятельность

Реализуемые курсы внеурочной
деятельности
«Учусь создавать проект»,
«Занимательный русский»

Духовно-нравственная деятельность

«Мое Оренбуржье», «Школьный музей»

Спортивно-оздоровительная деятельность

«Подвижные игры», «Планета здоровья»,
«Мы выбираем ЗОЖ
ОДНКНР (6 кл.), «Сохраним народные
традиции»
«Капельки доброты»
«Истоки возрождения»

Общекультурная деятельность
Социальная деятельность

3.4.

Модуль «Школьный урок»

Реализация педагогами школы воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через

демонстрацию

детям

примеров

ответственного,

гражданского

поведения,

проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
-

применение

интеллектуальных

на

уроке

интерактивных

игр, стимулирующих

форм

работы

обучающихся:

познавательную мотивацию школьников;

дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст учащимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
Воспитательная функция содержания учебных предметов:
Предметы естественноматематического цикла

Предметы гуманитарного цикла

Формирование научного мировоззрения
Формирование объективной картины
мира
Поддержка научно-технического
творчества детей

воспитания у детей активной
гражданской позиции, гражданской
ответственности;
развитие правовой и политической
культуры детей;

формирование стабильной системы
нравственных и смысловых установок;
формирование патриотизма, чувства
гордости за свою Родину;
развитие у детей нравственных чувств
(чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
воспитание уважения к культуре, языкам,
традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации
Часть основной образовательной программы, реализуемая за счет участников
образовательного процесса:
Название учебного предмета,
курса
Информатика и ИКТ (5-6 кл.),
ОБЖ (5, 6, 7, 10 кл.),
ОДНКНР (5 кл, 6 кл.),
Второй иностранный язык
(немецкий 9
Родной русский язык (5-8, 10 кл.),
Родная литература (5-8, 10 кл.),
Профессиональное
самоопределение (9 кл.),
Индивидуальный проект (10 кл.),
Литературное краеведение (10 кл.),

3.5.

Воспитательная функция содержания
Формирование диалектико-материалистического
мировоззрения; воспитание трудолюбия,
инициативности и настойчивости в преодолении
трудностей;
Формирование у обучающихся жизненно
важных качеств (самостоятельность,
инициативность, усидчивость, ответственность,
работоспособность, коллективизм);
Формирование патриотизма, чувства гордости за
свою Родину;
Формирование интереса к литературе родного
края; расширение представления обучающихся о
литературе родного края; воспитание любви к
родному краю, его литературе; бережное
отношение к слову;
Формирование и развитие регионального
самосознания (ученик должен знать свой край,
литературу и культуру, осознавать место
литературы и культуры своего края в общем
литературном процессе)

Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в
детях

инициативность,

самостоятельность,

ответственность,

трудолюбие,

чувство

собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне гимназии:

На уровне школы:
Основная цель ученического

самоуправления

в

нашей

школе

–

подготовка

воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов,
реформаторов. Самоуправление обеспечивает возможность каждому ученику принимать
участие в организаторской деятельности. Это помогает нам сделать процесс воспитания в
школе поистине демократическим, открытым и гуманистическим.
Структуру самоуправления трёхуровневая:
1 уровень – Совет школы, в состав которого входят: 30% учащиеся, 30% родители, 30%
учителя, 30% общественность.
2 уровень – школьное ученическое самоуправление:
ученическое собрание (конференция);
совет учащихся школы;
школьные ученические отделы.
3 уровень - ученическое самоуправление в классных коллективах:
классное собрание;
совет класса; рабочие органы самоуправления.
Такая структура обеспечивает возможность каждому ученику на любом уровне
принимать участие в жизни школы, своего класса. Анализ состояния ученического
самоуправления в школе показал, что необходимо расширить деятельность органонов,
вывести их на качественно новый уровень – участие в процессе жизнедеятельности села,
создание индивидуального воспитательного и образовательного маршрутов.
На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся
класса лидеров (актив класса), представляющих интересы класса в общешкольных делах и
призванных

координировать

его

работу

с

работой

общешкольных

органов

самоуправления и классных руководителей;
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса.
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
- через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой,
комнатными растениями и т.п.

3.6.

Модуль «Детские общественные объединения»

Действующее на базе МБОУ «Зиянчуринская СОШ» детское общественное
объединение

– это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по
инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для
реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой
основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных
объединениях" (ст. 5).
– В школе создана детская общественная организация «Мы вместе» объединяющая в себе 3
ступени:
– 1 ступень - Федерация Солнышек (1-4 кл.)
– 2 ступень - Республика Пионерия (5-8 кл.)
– 3 ступень - Молодежная Автономия (9-11 кл.)
– Основной формой управления ДОО «Мы вместе» является Совет, в который входят
председатель Совета учащихся школы, председатель Совета дружины, командир Солнышек,
руководители секторов «Учеба», «Здоровье и спорт», «Досуг», «Вожатый», «Печать и
информация».
– Основная задача Совета - координация и контроль работы всех трех ступеней. Собирается
Совет раз в месяц, благодаря которому решаются вопросы участия «Мы вместе» в
общешкольных мероприятиях и жизни села.
– Деятельность ДОО школы направлена на формирование ценностного отношения к нормам
жизни. Работа ДОО «Мы вместе» ведется в нескольких направлениях: экологическое;
краеведческое;

организация

творческой

деятельности;

спортивно-оздоровительное;

культурно-эстетическое. Позволяет ребятам раскрыть свою личность через организацию
разновозрастного общения и совместного проведения досуга, а так же способствует
повышению коммуникативного потенциала.
– Кроме общей формы управления все три ступени ДОО «Мы вместе» объединяет общая
символика: герб, флаг и гимн. Это тоже результат творческого поиска учащихся.
– Таким образом, ДОО «Мы вместе» - это организация, которая дает ребятам возможность
почувствовать, понять и поверить в то, что они способны саморазвиваться и
самосовершенствоваться через активную общественную деятельность. С 2018 года мы
вступили в новую организацию РДШ (Российское движение школьников».
Основными формами и видами деятельности ДОО «Наш мир» являются: тематические
беседы;

экскурсии;

посещение

театров,

концертов;

подготовка

и

проведение

благотворительных акций; оформление стендов, уголков, выставок; «круглый стол»;
подготовка и проведение коллективных творческих дел.

3.7.

Модуль «Волонтерство»

Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в

целом.

Волонтерство может быть событийным и повседневным. Событийное волонтерство
предполагает участие школьников в проведении разовых акций, которые часто носят
масштабный характер, проводятся на уровне района, города, страны. Повседневное
волонтерство предполагает постоянную деятельность школьников, направленную на
благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет
школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство
позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать,
эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом:
На внешкольном уровне:
-

акция

«Помоги

ребенку» - организация мероприятий

и поздравление

воспитанников детских домов с праздниками;
- операция «Поздравь своего ветерана» - организация мероприятий, посвященных
Международному Дню пожилых людей, Международному женскому дню, Дню
защитников Отечества, Дню победы;
- операция «Забота» - постоянная забота, адресная помощь ветеранам;
- акция «Я - живой» - поддержка приютов для бездомных животных (закупка
кормов для животных).

На уровне школы:
- акция «Помоги ребенку в школе» - организация шефпомощи первоклассникам;
- акция «Природа просит помощи» - привлечение внимания обучающихся к
последствиям экологических нарушений, бедствий и катастроф, их пагубному влиянию на
окружающую среду и здоровье человека;
-

акция

«Скажи

жизни

ДА!» -

проведение

тематических

мероприятий,

направленных на профилактику распространения ВИЧ/СПИДа».

3.8.

Модуль «Связь поколений»

До последнего времени недостаточно внимания уделялось вопросу о том, как
наилучшим образом использовать умение и опыт пожилых людей в интересах развития
общества, в котором мы живем. Пожилые люди являются мощным, но малоиспользуемым
ресурсом в человеческом развитии. Поэтому, главная задача - вывести бесценные качества
пожилых людей из состояния безвестности, помочь навести мосты между поколениями.
Позитивно изменить отношение детей к старшему поколению семьи, пробудив у них
интерес к старшему поколению, их знаниям и жизненному опыту.
В настоящее время значительно возрастает интерес к истории семьи и своего рода.
Выявляются новые перспективные направления изучения истории дворянства, купечества,
духовенства, интеллигенции, предпринимательства. Знание истории семьи — основа
преемственности поколений и бережного отношения к культурному наследию. И наоборот,
забвение предков неизбежно ведёт

к безнравственности,

унижению достоинства,

варварскому отношению к историческим и духовно — нравственным ценностям. Очень
важно в школе педагогам вести работу с каждой семьей, вести родительский всеобуч, по
разъяснению важности семейных традиций. Преемственность поколений должна быть не
только в широком общественном смысле, но и в каждой семье, чтобы родители
ответственно относились к воспитанию детей, а дети в свою очередь не забывали своих
родителей.
Форма работы различная: Уроки мужества, возложение цветов, участие в митингах у
памятников воинам, погибшим во время ВОВ, мероприятия к Дню защитника Отечества,
Дню Победы, Вахта памяти, операция «Обелиск», Штаб по охране исторических мест села,
Акция «Солнышко в ладошке», посвященная Дню пожилого человека, Исследовательские
работы по краеведению, Проект «Эхо времен», «Мои родные в годы войны», акции
«Исчезнувшие сёла», Премия Королева, Работа музея школы, Совет ветеранов, Ассоциация
выпускников.
Школа плодотворно сотрудничает с сельским Советом ветеранов, «Женсоветом», СДК
«Россия», Ассоциацией выпускников. В модуль «Связь поколений» мы включили также
экологический аспект воспитания. Межвозрастное сотрудничество осуществляется на всех

ступенях обучения и во всех формах воспитательной работы. Дети дошкольного и младшего
школьного возраста вовлекаются взрослыми и старшеклассниками в разнообразные виды
деятельности, позволяющие приобрести первый опыт социальной активности, освоить
азбуку построения индивидуальных и совместных действий, научиться приносить пользу
себя и окружающим.
Система календарных праздников широко охватывает учащихся с первого по
одиннадцатый классы и позволяет вести воспитательную работу, используя различные
формы: посиделки, вечера, беседы, фестивали, ярмарки, и д.р. Праздники в младших классах
проходят с приглашением старшеклассникам, уже владеющих определенным запасом знаний
народных

традиций

и

фольклорного

материала.

Таким

образом,

осуществляется

«вертикальная» связь между младшими и старшими школьниками. Особенностью этих
праздников является то, что приглашенные взрослые получают большой объем информации
от своих детей. Дети учат родителей, а иногда бабушек и дедушек. Уже традиционными
стали такие праздники как: Осенины, Зимние святки, Рождественские посиделки,
Масленичные гулянья, Жаворонки весну кличут, Пришла коляда, Праздник семьи и др.
Еще одной формой межвозрастного сотрудничества является, создание в 2003 году на
базе нашей школе Совета содействия, который возглавила руководитель школьного музея. В
состав совета вошли председатель Совета ветеранов, глава администрации сельсовета,
ветераны педагогического труда, представители организаций социума, а так же учителя и
учащиеся школы.

3.9.

Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»

Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде,
научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально
одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в
экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков
самостоятельности
самообслуживающего

и

ответственности,
труда,

преодоления

формирования
их

у

инфантильных

них
и

навыков

эгоистических

наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.

Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм
деятельности:
- пешие прогулки – Прогулки по улицам нашего села; традиционные походы
после окончания учебного года, однодневные и многодневные с участием родителей.
- экскурсии – Велосипедная экскурсия в близлижайшие села, «Кто печет нам
каравай», экскурсия в пожарную часть, «Парки и скверыОренбурга», и др.;
- виртуальные экскурсии – «Памятники природы Оренбургской области», «Их
именами славится Россия» (мои земляки – герои страны).

3.10. Модуль «Профориентация»
Совместная

деятельность

педагогов

и

обучающихся по

направлению

«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику

и

консультирование

по

проблемам

профориентации,

организацию

профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка
– подготовить учащегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности.

Создавая

формирующие

готовность

профориентационно
школьника

к

значимые

выбору,

проблемные

педагог

ситуации,

актуализирует

его

профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном
мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную
составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
Виды и формы
профориентационной
деятельности
Циклы профориентационных
часов общения
Профориентационные игры
Экскурсии на предприятия
села, района

Посещение

Совместная профориентационная деятельность
педагогов и школьников
«Что значит заработать на свой хлеб», «Труд моих
родителей», встречи с представителями разных
профессий, «Мир моих увлечений»
Интерактивный фестиваль профессий, «Родом из
детства» (трудовая династия моей семьи), День
самоуправления
кинотеатр «Сокол» (знакомство с профессией
кинооператор), типография «РусСервис» (знакомство с
профессиями типограф, полиграфист), Оренбургская
пуховая фабрика ( знакомство с профессией
вязальщица),
МНТК
«Микрохирургия
глаза»
(знакомство с профессией микрохирург), Оренбургский
областной детско-юношеский многопрофильный центр
(научное шоу «Умный Оренбург») и др.
Специализированная
выставка
«Образование
и

профориентационных
выставок, ярмарок профессий,
тематических
профориентационных парков,
профориентационных лагерей,
дней открытых дверей в
средних специальных учебных
заведениях и вузах
Тестирование

Участие во Всероссийских
профориентационных проектах
Социальное проетирование

карьера», посещение дней открытых дверей ВУЗов г.
Оренбурга

«Определение эффективности профориентационной
работы в гимназии», Анкетирование 9, 11 классов в
рамках
профориентационной
акции
«Выбор»,
Анкетирование обучающихся 9 классов с целью
изучения профессиональных предпочтений
Проект ПроеКториЯ, уроки финансовой грамотности,
конкурс «Большая Перемена»
«Билет в будущее», «Увлекательный мир профессий»,
«Еще один шаг к профессии»

3.11. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств
распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной
культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка
творческой самореализации обучающихся. Воспитательный потенциал школьных медиа
реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
- школьная газета

– выпуски к знаменательным датам, освещение итогов

конкурсов, олимпиад – «Нобелевские лауреаты России», «Мужество, доблесть, слава»,
«Нам жить и помнить» и др.;
- медиацентр школы – видео-, фотосъемка и мультимедийное сопровождение
школьных праздников;
- участие школьников в конкурсах школьных медиа – конкурс видеороликов
«Мир в руках ребенка», «Зеленая планета».

3.12. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию
у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает
настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой школы как:

-

размещение на стенах школы экспозиций – творческие работы обучающихся,

позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с
работами друг друга (работы детей, занимающихся в художественной студии на базе
школы);
- событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
школьных событий (выставка творческих работ «Мы все едины», «Космос глазами
детей», конкурс фотографий «Моя малая Родина», конкурсы плакатов, конкурс поделок
«Новогодние фантазии»).

3.13. Модуль «Работа с родителями»
Работа

с

родителями

или

законными

представителями

школьников

осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с
родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
- Родительский

комитет

МБОУ

«Зиянчуринская

СОШ»,

участвующий

в

управлении школы ирешении вопросов воспитания и социализации детей;
- общешкольные родительские собрания - «Роль организации свободного времени
ребенка в профилактике правонарушений и преступлений», «Воспитание нравственных
привычек и культуры поведения младшего школьника», «Проблемное поведение
подростка»;
- родительские всеобучи – «Психологические особенности детей и подростков
Поколения Z или Цифрового поколения», «Шпаргалка для родителей: что делать, если…
Профилактика противоправного поведения обучающихся», «Ребенок в современном
общеобразовательном учреждении. Обеспечение информационной безопасности в сети
Интернет».
На индивидуальном уровне:
- работа со специалистами по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических советах - «Взаимодействие в системе
«учитель-родитель» в интересах личности школьников», «Социальное и медиакультурное
воспитание ребенка (Единство семьи и школы)», «Пять уроков воспитания»;

- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении школьных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности – конкурс «Ученик года»,
«Богатырские потешки» и др.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в МБОУ «Зиянчуринская СОШ» воспитательной работы
осуществляется по выбранным направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ направлений воспитательной работы осуществляется ежегодно силами
самой школы.
Основными

принципами,

на

основе

которых

осуществляется

анализ

воспитательного процесса в гимназии, являются:
-

принцип

гуманистической

направленности

ориентирующий экспертов на уважительное отношение

осуществляемого
как

к

анализа,

воспитанникам,

так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
обучающимися и педагогическими работниками;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора
видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует
наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития обучающихся.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса являются следующие:
1.

Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся каждого класса.

Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на
заседании школьного методического объединения классных руководителей.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение и адаптированные к
классам диагностические методики исследований методики.
Внимание педагогических работников сосредотачивается на следующих вопросах:
какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось
решить

за

минувший

учебный

год;

какие

проблемы

решить

не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу.
Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и

2.
взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными

руководителями,

активом

старшеклассников

и

родителями,

хорошо

знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности

обучающихся

и

педагогических

работников

являются

беседы

с

обучающимися и их родителями, педагогическими работниками, лидерами ученического
самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты
обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или
педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
качеством существующего в школе ученического самоуправления;
качеством

функционирующих

на

базе

школы

объединений;
качеством проводимой волонтерской деятельности;
качеством работы школьного музея;

детских

общественных

качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
качеством профориентационной работы школы;
качеством работы школьных медиа;
качеством организации предметно-эстетической среды школы;
качеством взаимодействия школы и семей обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в МБОУ «Зиянчуринская СОШ»
воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит
работать педагогическому коллективу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 28.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(35361) 61-1-31

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».